ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЕРХ-ИСЕТСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ № 143 Принято: на Педагогическом совете МБДОУ-детский сад присмотра и оздоровления №143 протокол № 4 от 15.04.2024г Утверждено: Заведующий МБДОУ-детский сад присмотра и оздоровления № 143 И.А. Сальникова Приказ № 1/9 от 15.04.2024г. ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ самообследования деятельности учреждения за 2023 учебный год Екатеринбург В МБДОУ – детский сад присмотра и оздоровления № 143 (далее – МБДОУ) проведено самообследование деятельности в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» и Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.12.2017 г. № 1218 «О внесении изменений в Порядок проведения самообследования образовательной организации, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г. № 462». На основании полученных результатов сформирован отчет. Аналитическая часть 1. Общая характеристика образовательного учреждения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад присмотра и оздоровления № 143 построено в 1966 году. МБДОУ – детский сад присмотра и оздоровления № 143 расположен в Верх – Исетском районе города Екатеринбурга, вблизи учреждения находятся средняя школа № 74, Дворец культуры, Дворец спорта. Юридический адрес: 620109, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Красноуральская, д 25б. Фактический адрес: 620109, Свердловская область, г. Екатеринбург, Красноуральская, д 25б. Телефон: 8 (343) 242-07-83. Электронный адрес: mdou143@eduekb.ru Сайт МБДОУ: https://143.tvoysadik.ru. Режим работы: с 7.30 до 18.00. Пятидневная рабочая неделя. Выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации. Нормативно-правовое обеспечение функционирования дошкольного учреждения включает взаимосвязанные документы, регламентирующие структуру, задачи и функции учреждения, организацию его работы, права и обязанности, ответственность руководителей и работников дошкольного учреждения. Дошкольное образовательное учреждение имеет Устав, круглую печать, штампы, бланки со своим наименованием и другие реквизиты, Лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере дошкольного образования регистрационный номер 13441, серия 66 № 000458 от 11.02.2011г, срок действия лицензии: бессрочно Учредителем МБДОУ - детского сада присмотра и оздоровления № 143 от имени муниципального образования «город Екатеринбург» выступает Департамент образования Администрации города Екатеринбурга: 620014, г. Екатеринбург, ул. Проспект Ленина, д. 24 а., тел. (343) 304-12- 51, приёмный день среда (по предварительной записи). Директор Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Шевченко Константин Валерьевич Непосредственную организацию и координацию деятельности МБДОУ осуществляет управление образования Верх-Исетского района Департамента образования Администрации города Екатеринбурга, местонахождение: 620014, г. Екатеринбург, улица Хомякова 5а., тел. (343)304-12-60, приёмный день среда (по предварительной записи). Начальник управления образования Верх-Исетского района Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Трекина Татьяна Ивановна. Единоличным исполнительным органом МБДОУ является заведующий, который осуществляет текущее руководство деятельностью МБДОУ. Работу с педагогами осуществляет заместитель заведующего. За административно-хозяйственную работу отвечает заведующий хозяйством. Коллегиальными органами управления МБДОУ являются: - Общее собрание работников МБДОУ; - Педагогический совет; - Совет родителей. Деятельность органов коллегиального управления регламентируется настоящим Уставом и соответствующими локальными нормативными актами. Деятельность органов коллегиального управления регламентируется Уставом МБДОУ и соответствующими локальными нормативными актами. Совместные действия органов управления МБДОУ, педагогического коллектива и родительской общественности МБДОУ позволяют обеспечивать качество образования, а также своевременно решать проблемные вопросы жизнедеятельности МБДОУ. Состав воспитанников учреждения: Детский сад присмотра и оздоровления № 143 посещают 100 воспитанников в возрасте от 2 до 7 лет, в основном проживающих в Верх-Исетском районе. В МБДОУ представлены группы оздоровительной направленности (с 10,5 часовым пребыванием детей) в количестве 5. Вывод: МБДОУ зарегистрировано и функционирует в соответствии с нормативными документами в сфере образования Российской Федерации. 2. Особенности образовательного процесса, содержание и качество подготовки воспитанников Программное обеспечение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ МБДОУ реализует образовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности. Образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 249 (далее ОП ДО МБДОУ) является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса, направленным на обеспечение разностороннего развития детей в возрасте от 2 до 7 лет по направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. ОП ДО МБДОУ разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО). ОП ДО МБДОУ отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает: ‒ воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами; ‒ создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; ‒ создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания. Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой, содержательный и организационный разделы. В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов. Содержательный раздел Программы включает описание: ‒ задач и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. ‒ вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; ‒ особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик; ‒ способов поддержки детской инициативы; ‒ особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; ‒ образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Организационный раздел Программы включает описание: ‒ психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы; ‒ организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС); ‒ материально-техническое обеспечение Программы; ‒ обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. В разделе представлены режим и распорядок дня во всех возрастных группах, календарный план воспитательной работы. Целью Программы в соответствии с ФОП является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национально- культурных традиций. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает программы: ‒ Парциальная образовательная программы для детей дошкольного возраста «Мир без опасности», И.А. Лыкова. ‒ Парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская. Парциальная программа «Воспитание ребенка-дошкольника: РОСИНКА» В.Н. Зимонина. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки», Каплунова И.М, Новоскольцева И.А. Характеристика территории и помещений ДОУ Территория ДОУ занимает 2800 кв. м., общая площадь здания 243,6 кв.м кв. м. Для каждой возрастной группы есть отдельный участок, на котором размещены: песочницы, малые игровые и спортивные постройки, веранды. Для проведения физкультурных занятий и спортивных праздников оборудована спортивная площадка. Для ознакомления детей с правилами дорожного движения имеется транспортная площадка. На территории ДОУ разбиты цветники и огород, где дети реализуют своё общение с природой, закрепляют полученные знания, навыки и умения. В детском саду имеются: групповые помещения; кабинет заведующего; кабинет заместителя заведующего по ВМР; кабинет заведующего; кабинет учителя-логопеда; спортивный зал; музыкальный зал; медицинский кабинет; прачечная; пищеблок. Все кабинеты оснащены современным оборудованием, обеспечены необходимым учебно-наглядным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения. Для проведения музыкальных праздников и развлечений: пианино, музыкальный центр, музыкальные шумовые инструменты, музыкально-дидактические игры, различные виды театра, театральные костюмы, раздаточный и демонстрационный материал. Для проведения физкультурных занятий: шведская стенка, тренажеры (беговая дорожка, батуты, силовой, бегущая по волнам, велосипед, для развития вестибулярного аппарата), фитболы, массажные мячи, кольцебросы, сенсорная тропа, дуги для подлезания, маты, мешочки для метания и равновесии, скакалки, мячи разного размера, кегли. В кабинете логопеда, представлен необходимый наглядный демонстрационный и раздаточный материал, соответствующий заявленной образовательной программе. В методическом кабинете представлены в полном объеме: программно-методическое обеспечение образовательного процесса, аудио и видео материалы, подписные издания по дошкольному образованию. Характеристика учебного и игрового оборудования Учебный процесс оснащён наглядным, дидактическим и учебно-игровым оборудованием на 100%. Методический кабинет укомплектован учебно-методическим материалом в достаточном количестве. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам представлена: персональными компьютерами – 6 шт.; принтером - 6 шт.; музыкальным центром - 1 шт., микрофоном – 1 шт., ксерокс - 4 шт., мультимедийный проектор – 1, ноутбуки- 6шт. Характеристика информационно-методического обеспечения ДОУ Методическая литература: 320 книг. Художественная литература: 230 книг. Учебные пособия для детей: картины, плакаты – 86 штук. Подписные издания: газета по ПДД «Дорога детства». Демонстрационный и раздаточный дидактический материалы в достаточном количестве. Характеристика групповых помещений В здании функционируют 5 групповых ячеек, в каждой ячейки имеются игровое, спальное, туалетное помещение, помещение для приема детей и буфетная; групповые помещения оборудованы необходимым количеством мебели, которая промаркирована и соответствует возрастным особенностям детей. В МБДОУ создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО (комфортная, безопасная содержательно насыщенная, трансформируемая, вариативная, доступная). Организация образовательного пространства и разнообразие игрового оборудования обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность воспитанников. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы МБДОУ. Для сохранения здоровья и профилактики различных заболеваний у детей в групповых ячейках имеются настенные бактерицидные лампы, увлажнители воздуха, установлены детские спортивные уголки. В каждой группе созданы условия для реализации всех направлений развития детей в соответствии с возрастными особенностями детей и требованием реализуемой образовательной программы: познавательного, речевого, художественно-эстетического, социальнокоммуникативного, физического. В группах оборудованы центры активности, дающие возможность разнообразной деятельности и самовыражения детей: Ранний возраст (от 2 до 3 лет) В период раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Процессы развития и воспитания в это время обеспечиваются реализацией детьми действий с предметами. Развивающая предметно-пространственная среда в группах детей раннего возраста МБДОУ включает: помещение (достаточно просторное и хорошо просматриваемое); мебель - столы и стулья; предметы, которые соразмерны росту, руке и физическим возможностям ребёнка; крупные машины, куклы, мячи и т.д.; игрушки для развития мелкой моторики рук (шнуровки, кубики и т.д.); однотипные игрушки; игрушки, различные по величине, цвету, форме; музыкальные игрушки; игровой уголок (крупная игровая мебель, соответствующая росту ребёнка, игрушечная посуда, кроватка для кукол); уголок ряжения (элементы одежды); обручи, веревочки (для развития основных движений); центр театрального искусства; уголок отдыха (для индивидуальной деятельности ребёнка); центр конструирования (напольные конструкторы); центр книги; центр изобразительного искусства; центр экспериментирования с доступными материалами (песком, водой); физкультурный уголок. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) Развивающая предметно-пространственная среда для детей от 3 до 7 лет в МБДОУ обеспечивает реализацию ведущего вида деятельности - игры. Материально-техническое обеспечение предметной среды в группах детей дошкольного возраста включает: игровой центр (игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых, режиссёрских игр: наборы образных (объёмных и плоскостных) игрушек небольшого размера (человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда)); литературный центр (сказки, рассказы, былины, детские журналы, иллюстрации и т.д.); центр речевого развития (игры, оборудование для развития речи и подготовки к обучению грамоте); центр театра (различные вида театра, уголок ряжения и т.д.); центр экспериментирования (предметы и оборудование для проведения экспериментирования и элементарных опытов); центр природы (растения, предметы для ухода за растениями, календарь погоды, наблюдений, картинки с изображениями природы в разные временные периоды); центр конструирования (игры и материалы для строительно-конструктивных игр); центр математики (игры и игрушки математической направленности); центр изобразительного искусства (предметы, оборудование, материалы для развития изобразительного творчества дошкольников); центр физической культуры (спортивный уголок, материалы для игр); центр детского творчества (бросовый материал для создания предметов, атрибутов для игры, подарков для малышей и т.д.); центр уединения. Игровой материал и учебно-методические пособия систематизированы по тематическому принципу. В каждой группе имеется микро-методкабинеты, оснащенные программнометодическими материалами, учебно-дидактическими пособиями, раздаточным и демонстрационным материалом. Эстетическое оформление групп позволяет воспитанникам чувствовать себя комфортно. Во всех групповых помещениях детская и игровая мебель современного образца, экологичная и не травмоопасная. Обеспечение безопасности Охрана учреждения осуществляется сотрудниками ООО ЧОП «Шархан». Для обеспечения безопасности детей здание учреждения оборудовано тревожной кнопкой (КТС), что позволяет своевременно и оперативно вызвать наряд охраны в случае чрезвычайной ситуации, имеется система видеонаблюдения (6 видеокамер по периметру), установлен домофон на входной калитке. Обеспечение условий безопасности в учреждении выполняется локальными нормативноправовыми документами: приказами, инструкциями, положениями. В соответствии с требованиями законодательства по охране труда систематически проводятся разного вида инструктажи: вводный (при поступлении), первичный (с вновь поступившими), повторный, что позволяет персоналу владеть знаниями по охране труда и техники безопасности, правилами пожарной безопасности, действиям в чрезвычайных ситуациях. В каждом групповом, служебном, вспомогательном помещении, кабинетах, залах имеются планы эвакуации, назначены ответственные лица за безопасность. Территория по всему периметру ограждена металлическим забором. Организация питания В ДОУ 3-х разовое питание на основе 10 дневного меню, согласованного с РосПотребнадзором. В меню представлены разнообразные блюда: из мяса, круп, рыбы, овощей, творога, фруктов. Меню составлено с учетом калорийности и сочетает в полном объёме белки, жиры, углеводы. Поставка продуктов питания осуществляется поставщиками на договорной основе, по заявке учреждения. Доставка продуктов в ДОУ осуществляется в соответствии с графиком. Приготовление пищи осуществляется в соответствии с санитарно- гигиеническими требованиями и нормами. На пищеблоке в достаточном количестве набор оборудования, инвентаря и посуды. Все промаркировано в соответствии с её нахождением в цехах разного назначения (сырой, варёной продукции), в соответствии с приготовляемыми блюдами. Ежедневно на пищеблоке проводится контроль за соблюдением сроков реализации продуктов, их хранения, товарного соседства, в том числе за температурным режимом в холодильниках. Контроль осуществляет заведующий и медицинская сестра. Особое внимание уделяется ведению бракеражей: сырой (скоропортящей) продукции с целью контроля за сроками реализации продукта, варёной (готовой) продукции с целью контроля за качеством приготовления пищи. Ежедневно поварами оставляются пробы всех приготовленных блюд для проверки качества. Пробы хранятся в холодильнике в течение 48 часов, согласно нормативным документам: Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Медико-социальные условия В детском саду созданы условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников, а также условия, способствующие безопасному пребыванию детей и сотрудников в ДОУ. Вся работа строится в соответствии с санитарными правилами и нормами. В том числе и режим организации образовательного процесса, расписание непрерывной образовательной деятельности соответствует требованиями нормативных документов: Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Для обеспечения квалифицированного медицинского обслуживания созданы условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Медицинский блок размещен на первом этаже, имеет самостоятельный вход, естественное и искусственное освещение. Медицинский блок включает: Процедурный кабинет – 1. Кабинет медсестры – 1. Изолятор – 1. На базе ДОУ медицинское обслуживание детей проводится врачом-педиатром, приходящим из детской Городской больницы № 11, фельдшером. Наблюдение за состоянием здоровья и консультации осуществляют врачи-специалисты Муниципальной детской городской больницы № 11. Ими ежегодно проводится диспансеризация детей 3, 6, 7 лет (декретированный возраст). Медицинский персонал в первые дни пребывания ребенка в детском саду проводит антропометрические измерения, определяется группа здоровья и физического развития. С учетом этих данных составляются листы здоровья и определяется индивидуальный и дифференцированный подход к развитию каждого ребенка. Ежегодно составляется график оздоровления детей в каждой возрастной группе (часто болеющих и ослабленных). В детском саду проводится активная иммунизация детей вакцинами отечественного и импортного производства. Все сотрудники детского сада 1 раз в год проходят медицинскую комиссию. В ДОУ проводится активная иммунизация детей вакцинами отечественного и импортного производства. Вывод: состояние здания, территории дошкольного учреждения, а также групповых ячеек и вспомогательных помещений постоянно поддерживается в надлежащем состоянии. Все помещения соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и противопожарным требованиям. Прогулочные площадки в удовлетворительном состоянии, организация питания в дошкольном учреждении проводится согласно Санитарным правилам СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», образовательный процесс дошкольного учреждения оснащен наглядным, дидактическим, методическим материалом, вся развивающая предметно - пространственная среда организована с учётом рекомендаций Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей каждой возрастной группы. Материально-техническая база в удовлетворительном состоянии. Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ В детском саду создана доброжелательная психологическая атмосфера, благоприятные условия для физического и психоэмоционального комфорта дошкольников. Педагогов детского сада объединяет любовь к детям, забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, личностно-ориентированный подход в общении с детьми. Воспитатели умеют установить контакт с каждым ребенком, расположить его к себе, вызвать и сохранить интерес к жизни детей в детском саду. Сотрудники детского сада проявляют уважение, доброжелательное отношение к детям, стремятся создать ситуацию успеха каждому ребёнку, развивают в нём чувство собственного достоинства и положительного взаимоотношения со сверстниками. Дети легко идут на контакт со взрослыми, свободно общаются, доброжелательны, любознательны. Воспитательно-образовательный процесс в детском саду осуществляется по следующим направлениям: социально-коммуникативное; познавательное; речевое; художественно-эстетическое; физическое. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей было ориентировано на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей. Задачи педагогической работы по формированию этих качеств решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. Педагогический коллектив учреждения в 2023 году ставил перед собой цель: Цель: Совершенствование образовательного пространства, направленного на непрерывное накопление ребёнком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Задачи: 1. Совершенствовать работу по физическому развитию и становлению ценностей здорового образа жизни у воспитанников через использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий при взаимодействии всех участников образовательных отношений. 2. Продолжать работу по созданию условий для формирования речевых навыков, связной речи, развития творческих и интеллектуальных компетенций дошкольников через интеграцию различных видов детской деятельности средствами поддержки детской инициативы и самостоятельности. 3. Повышать профессиональное мастерство педагогов, ориентированных на применение современных педагогических и информационных технологий с целью совершенствования образовательной работы с детьми. Для реализации поставленных задач в МБДОУ проводилась систематическая планомерная работа. Все цели и задачи образовательных областей реализовались в различных видах деятельности детей: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности, экспериментировании, самообслуживании и элементарном бытовом труде, восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании из различных материалов, изобразительной, музыкальной и двигательной деятельности. Образовательная деятельность педагогов осуществляется на основе календарнотематического планирования. Все цели и задачи образовательных областей реализовались в различных видах деятельности детей: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности, экспериментировании, самообслуживании и элементарном бытовом труде, восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании из различных материалов, изобразительной, музыкальной и двигательной деятельности. В воспитательно-образовательном процессе детского сада широко используются современные образовательные технологии, дающие возможность повысить качество образования: здоровьесберегающие; игровые; метод проектов; проблемные ситуации; экспериментирование; коллекционирование; макетирование; творческая мастерская; ИКТ. Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется через развитие игровой деятельности. В ДОУ созданы условия для возникновения и развития разных видов игр. В образовательном пространстве каждой группы смоделированы непересекающиеся сферы игровой активности (блок интеллектуальных игр, строительно-конструктивных и т.д.), позволяющие детям одновременно реализовать разные игровые интересы, не мешая друг другу. Для свободной деятельности детей оформлены и используются в групповых помещениях дидактические игры и задания, развивающие логическое мышлениевоспитанников. Педагогами систематически проводится работа по формированию игр с правилами, что способствует личностному развитию детей. Индивидуально – дифференцированный подход в организации игры детей реализуется на основе изучения их игровых интересов и предпочтений. Через игру идет приобщение элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей. Педагоги ДОУ проводят большую работу по формированию гендерной, семейной и гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Развитие представлений о человеке в истории и культуре осуществляется через знакомство детей с цивилизацией, в группах имеются фигурки доисторических животных, энциклопедии, имеется уголок по ознакомлению детей с космическим пространством, знакомство с нашей Родиной, столицей, основными символами России – гербом, флагом, гимном, с русскими обычаями, традициями, костюмами через участие детей в специально организованных праздниках «Колядки», «Масленица», «Ярмарка». Формирование первичных представлений об обществе осуществляется через беседы, игры, экскурсии. С детьми старших групп совместно с родителями проводятся экскурсии с целью ознакомления с достопримечательностями и социально-значимыми объектами родного города. Проводятся познавательные беседы по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности и бережного отношения к своему здоровью. Оборудован уголок по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, в которой систематизирован материал по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, пожарной безопасности, правилами поведения с незнакомыми людьми, особенностями строения организма. Большое внимание в ДОУ уделяется познавательному развитию детей. В группах, методическом кабинете и кабинете учителя-логопеда оборудованы познавательные центры, в которых систематизирован материал по разным разделам программы. Развитие элементарных математических представлений строится в рамках регламентированной и нерегламентированной деятельности. В программе предусмотрена и ведётся образовательная деятельность по следующим разделам «Сенсорное воспитание», «Ознакомление с пространственными отношениями», «Развитие элементарных математических представлений», «Развитие элементов логического мышления». В процессе непрерывной образовательной деятельности дети знакомятся с различными средствами и единицами измерения: длины, веса, объема, денежными единицами. Педагоги рассказывают и показывают, как пользоваться основными измерительными средствами (весами, линейкой, мерным стаканом и др.) Воспитанники осваивают такие элементарные математические операции как счет, сложение, вычитание, осваивают пространственные понятия, учатся пользоваться планами, схемами, моделями. Для ознакомления дошкольников с временными представлениями собрана коллекция часов, оформлены модели времени года, недели, частей суток. Дети овладевают навыком определения времени по часам. Для развития у детей общих познавательных и творческих способностей используется конструктивная деятельность. Педагоги развивают у детей действия соотношения эталонных образцов с реальными предметами, обучают детей планировать, подбирать детали и создавать конструкции по образцу, заданным условиям, картинкам, схемам, чертежам, моделям и т.д. Самостоятельная творческая активность детей при конструировании реализуется через возможность самим ребенком выбора различных материалов для конструирования и экспериментирование по собственному замыслу при конструировании. В разделе «Развитие элементарных естественнонаучных представлений» в процессе знакомства детей с различными свойствами веществ (в играх с песком, снегом, водой, тестом), с основными видами и характеристиками движения, развития представлений об основных физических явлениях формируются представления о физических свойствах окружающего мира. В работе с детьми используются: познавательные беседы, экскурсии в природу, целевые прогулки, показ фильмов, картин, фотографий, чтение книг с иллюстрациями, энциклопедий, наблюдения за явлениями природы, экспериментирование. Развивая экологическую культуру детей, педагоги создают условия для развития у них биологических представлений. В доступной для детей форме, привлекая иллюстративный материал, рассказывают об основных биологических системах человека, формируют у детей элементарные представления о работе своего организма и приобщают к ценностям здорового образа жизни. Педагоги создают условия для развития у детей элементарных представлений о Солнечной системе, в группах имеется уголок по ознакомлению детей с космическим пространством, иллюстрации, энциклопедии, альбомы. В работе с детьми применяется познавательно-исследовательская деятельность. Дети совместно с педагогом проводят различные опыты и эксперименты, наблюдают, учатся делать выводы. Особое значение в детском саду отводится речевому развитию у дошкольников, формированию правильной речи, овладению звуковой системой языка, его лексическим и грамматическим строем. Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи: учат правильно связывать слова в падеже, числе, времени, роде, использовать различные способы словообразования, формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения. Большое внимание уделяется работе по развитию у детей связной речи, поощряя детей к рассказыванию, пересказыванию. С целью организации целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с нарушением речевого развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями в ДОУ создан и функционирует логопункт. Логопедическая работа в период дошкольного детства в условиях логопедического пункта позволяет своевременно выявить и максимально исправить имеющиеся речевые нарушения, существенно ускорить темпы развития ребенка, предупредить возможные вторичные личностные нарушения и обеспечить более успешное школьное обучение. Художественно-эстетическое развитие строится на основе приобщения детей к классическому и русскому народному искусству. Эстетическое воспитание осуществляется и на музыкальных занятиях. Детям прививается любовь к музыке, ритмическим движениям, развиваются певческие навыки; дошкольников знакомят с игрой на музыкальных инструментах, приобщают к слушанию произведений классической музыки. В каждой группе создан Центр театрально-игровой деятельности с разнообразными видами театров. Все дидактические материалы педагогов систематизированы. Образовательный процесс осуществляется на основе современной программно- методической литературы, обеспечен детской художественной литературой, справочными изданиями, энциклопедиями, нагляднодидактическим материалом. В групповых и общедоступных помещениях зданий детского сада оформлены информационные уголки для всех субъектов образовательного процесса, проводятся выставки работ, демонстрирующие результаты образовательного процесса. В ДОУ хороший микроклимат, обстановка доброжелательного отношения между взрослыми и детьми, дети коммуникабельны, эмоциональны, с удовольствием играют, с желанием приходят в детский сад. Физическое развитие детей является одним из приоритетных направлений деятельности детского сада. В целях решения задачи укрепления здоровья детей, проводится система физкультурно-оздоровительной работы, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов и воспитанников ответственности по сохранению своего здоровья, потребности и привычки к здоровому образу жизни. Физическое воспитание и развитие детей в ДОУ осуществляется с учетом их состояния здоровья, самочувствия и эмоционального состояния. Для организации образовательного процесса по физическому воспитанию имеется физкультурный зал с необходимым оборудованием для занятий физической культурой, массажные дорожки для профилактики плоскостопия, спортивные тренажёры, игры и оборудование для развития ходьбы и других видов движений детей. Для активизации двигательной активности, организации индивидуальной работы с детьми в каждой возрастной группе организованы спортивные уголки, оснащенные необходимым спортивным инвентарем и корригирующими дорожками. На территории детского сада созданы условия для физического развития: оборудована спортивная площадка; для ознакомления детей с правилами дорожного движения имеется транспортная площадка; оборудован военно-полевой комплекс «Блиндаж» и «Поляна сказок» для организации сюжетно-ролевых игр на прогулке; на групповых участках имеется разнообразное спортивно-игровое оборудование. В зимнее время на территории физкультурного участка инструктор по физическому воспитанию прокладывает лыжню. Воспитатели с участием родителей создают на прогулочных участках постройки для двигательной активности детей. Особая роль в реализации данного направления отводится образовательной деятельности по физической культуре. В результате приводящейся педагогической работы повышается творческая активность детей. Они становятся более ловкими, подвижными, активными. В ходе образовательной деятельности дети овладевают техникой выполнения всех видов жизненно важных движений, приобретают базовые умения и навыки в спортивных играх, учатся ценить хорошее самочувствие и бодрое настроение. Работа по физическому воспитанию проводится инструктором по физической культуре совместно с воспитателями групп. Педагог использует в своей работе картотеку подвижных игр по возрастам, элементы самомассажа, комплексы дыхательной и зрительной гимнастики, сюжетные и игровые физкультурные занятия. С детьми проводятся мероприятия с целью расширения знаний о своем организме, о сохранении здоровья, об основах безопасности жизнедеятельности (правила поведения в быту, дорожная безопасность, правила противопожарной безопасности). Таким образом, содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ориентировано на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей. Задачи педагогической работы по формированию этих качеств решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. Содержание работы с детьми в ДОУ В 2023 году дошкольное учреждение посещало 100 воспитанников, из них: 1 группа раннего возраста (с 2 до 3 лет) - 20 воспитанников, 4 групп дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) – 90 воспитанников. Диагностика адаптации детей к условиям дошкольного учреждения показала следующее: 23 детей (85%) легкая степень, 4 детей (15 %) средней тяжести, тяжёлой степени – нет. В ДОУ создана система поэтапной адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Её эффективность подтверждают результаты: все дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, имеют легкую или среднюю степень адаптации, низкая заболеваемость на группе. Адаптация проходит успешнее при условии постепенного увеличения времени пребывания дошкольников в ДОУ. Педагоги осуществляют психолого-педагогическое сопровождение вновь поступивших детей и наблюдение за их поведением. В период адаптации детей педагоги использовали различные виды деятельности с детьми (игровую, двигательную, изобразительную), которая способствует более успешному привыканию детей к новым условиям. Воспитателями проводятся игры, упражнения, способствующие повышению эмоционального фона детей в течение дня, снижению тревожности и повышенной активности. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся межличностному общению. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста делается на сенсорные и моторные игры. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход. Было установлено взаимодействие с родителями воспитанников. Таким образом, благодаря совместным скоординированным усилиям педагогов и родителей адаптация детей в группах детского сада прошла благополучно. В соответствии с календарно-тематическим планированием инструктором по физической культуре с детьми были проведены физкультурные мероприятия: «Здоровым быть здорово», «Осенние забавы», «Красный, желтый, зеленый», «Путешествие в Светофорию», «Зимние забавы Снеговика», «Веселые снежинки», «Сильные, смелые, ловкие», «Космическое путешествие», «Быть здоровыми хотим». Воспитателями групп с детьми были проведены музыкальные мероприятия: «День знаний», «Осенний праздник», «Мамочка родная», «Новый год», «День защитника Отечества», «Мамин праздник», «Весенний праздник», «Салют Победы», «Выпускной бал». В детском саду с детьми проводились выставки детского творчества «Осенние мотивы», «Дары Осени», «Новогодние чудеса», «Красавица - Зима», «Наша Армия сильна», «Весенняя капель», «Удивительный Космос», «День Победы – 9 мая», «Волшебный мир оригами». В течение года прошли «Недели безопасности», «Месячник безопасности», целью которых являлось повышение ответственности руководящих и педагогических работников за жизнь и здоровье детей во время учебно-воспитательного процесса, все мероприятия с детьми были направлены на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма и пожарной безопасности. Воспитанники совместно с педагогическими работниками принимали участие в творческих детских конкурсах: Всероссийский конкурс рисунков «Мой любимый герой из сказов П.П. Бажова» Всероссийский конкурс рисунков «сказы Павла Бажова» (дипломы – 7 участников) Городской конкурс на лучшую новогоднюю игрушку Екатеринбургского зоопарка 6 человек, победители районного этапа). Городской конкурс - выставка детских творческих работ «История Екатеринбурга глазами детей» (1 человек, участники). Городской Фестиваль «Здоровье» - 2023; Районный игровой конкурс по социально-коммуникативному развитию «Почемучка» дипломы 1 и 2 степени); Районный конкурс «Моя здоровая семья» (сертификаты участника-2); Районный этап городского праздника поэзии «Звездочки» для воспитанников 5-7 лет Муниципальных дошкольных образовательных организаций города Екатеринбурга 1 воспитанник, участники). Районный этап городского фестиваля-конкурса «Музыкальный калейдоскоп» в номинации «Вокал» (диплом); Фестиваль-конкурс «Я - патриот» в номинации «Вокал» (Сертификат участника); Районный спортивный праздник «Фестиваль здоровья» (участники); Военно-спортивной игре «Зарница» для воспитанников Верх-Исетского района г. Екатеринбурга; Все воспитанники и педагоги, принимавшие участие в конкурсах, награждены благодарственными письмами, грамотами и подарками. Анализ физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Для реализации задач здоровьесбережения и физического развития В МБДОУ ведется работа в соответствии с программой Воспитание ребенка-дошкольника: РОСИНКА» В.Н. Зимонина. модуль «Расту здоровым». Система физкультурно-оздоровительной работы позволяет обеспечить необходимый уровень двигательной активности детей, создать благоприятный эмоционально-психологический климат в группах детского сада, проводить профилактику ОРЗ и других простудных заболеваний; обеспечивает соблюдение оздоровительного режима и проведение закаливающих мероприятий. Комплексное оздоровление детей в детском саду происходит с помощью: - оптимизации режима дня (определение оптимальной образовательной нагрузки на ребенка, организация жизни детей в адаптационный период, гибкого режима дня); - организация гигиенического режима (режим проветривания помещений, режим кварцевания, обеспечение температурного режима и чистоты воздуха, обеспечение чистоты среды, смена и маркировка сменного постельного белья, мытье игрушек); - охраны психического здоровья ребенка (обучение играм и упражнениям на развитие эмоциональной сферы, организация безопасной, комфортной среды); - организации питания (сбалансированность и разнообразие рациона, соблюдение технологий при кулинарной обработке продуктов и приготовлении блюд, обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, качество продуктов питания и приготовленных блюд, соблюдение сроков реализации скоропортящихся продуктов, витаминизированный хлеб, витаминизация третьего блюда, использование йодированной соли, введение овощей и фруктов, зелени, соков в ежедневный рацион, соблюдение питьевого режима); - организации оздоровительных процедур (утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, воздушные ванны – до и после сна, ходьба босиком – после сна, ходьба по массажным дорожкам – после сна, обливание ног в летний период, оздоровительные упражнения – на прогулке). Инструктором по физической культуре разработаны картотеки упражнений для детей, часто болеющих ОРЗ, физические упражнения для исправления осанки и исправления плоскостопия. В ДОУ ведется работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни: оформление тематических стендов, открытые занятия, совместные спортивные праздники, индивидуальное консультирование по текущим проблемным вопросам, выход на родительские собрания медицинского персонала, распространение опыта семьи по здоровьесбережению. Анализ состояния здоровья воспитанников Ежегодно в ДОУ решаются задачи создания условий для полноценного физического развития ребенка, укрепления его здоровья; формирования физической культуры дошкольника, приобщения его к здоровому образу жизни. По результатам медицинского обследования детей за 2021 год отмечается следующее: Анализ состояния здоровья детей МБДОУ Показатели Год 2021 2022 2023 Всего детей 106 107 100 I Группа 15 16 17 II Группа 36 36 35 III Группа 55 54 50 IV Группа 0 0 0 V Группа 0 0 1 Отклонения в состоянии здоровья (диагноз) Нарушение осанки 1 0 0 Плоскостопие 11 14 12 Анализ показал, что по сравнению с 2022 г. наблюдается следующее: увеличилось количество детей с I группой здоровья, уменьшилось количество детей с II и III группой здоровья, уменьшилось количество детей с плоскостопием и нарушением осанки. За 2023 год случаев детского травматизма в период пребывания детей в МБДОУ зафиксировано не было. Исходя из анализа представленных показателей здоровья и физической подготовленности детей, можно отметить, что активное использование комплекса мероприятий по физическому воспитанию коллективом ДОУ позволяет им значительно улучшить результативность оздоровительной работы с детьми. Анализ коррекционной работы в ДОУ На базе МБДОУ в течение 2023года функционировал логопункт. В течении года было обследовано 66 воспитанников, посещающие среднюю, старшую и подготовительную группы. Дети раннего возраста были обследованы в непосредственной игровой деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности. Из числа обследованных детей дошкольного возраста на логопункт было зачислено 25 воспитанников с нарушениями речи. У зачисленных на логопункт воспитанников были выявлены следующие диагнозы: * Тяжёлое нарушение речи – 11 воспитанников. * Вторичное тяжелое нарушение речи - 0 воспитанника * Фонетико – фонематическое недоразвитие речи 9 воспитанников. * Фонетическое недоразвитие речи - 0 воспитанников Динамика речевого развития детей: в период с 2023 года логопункт посещало 25 воспитанников. Из них воспитанники подготовительной к школе групп – 11 воспитанника и с т а р ш е й группы – 9 воспитанника. С заключениями: На начало учебного года На конец учебного года ТНР у ребёнка с дизартрией – 11 ТНР у ребёнка с дизартрией – 4 воспитанников. воспитанников. ВТНР – 0 воспитанника Вторичное тяжёлое нарушение речи – 0 воспитанник. ФФНР у ребёнка с дизартрией – 9 ФФНР – 2 воспитанник. воспитанников. ФНР у ребенка с дизартрией 0 ФНР у ребёнка с дизартрией – 0 воспитанников воспитанников. На основании полученных данных рекомендовано: - Отчислить с логопункта с 31.05.2023 – 20 воспитанник. - Продолжить занятия с логопедом – 6 воспитанников. В результате проведённого мониторинга и отчисления с логопункта детей, имеющих заключение «Речевое развитие в норме», с 02.09.2024 года на логопункт будут зачислены дети, нуждающиеся в логопедической помощи, в количестве 25 человек. Общее количество детей, составляющий список зачисленных на логопункт в 2023 году – 25 человек. Данный список согласовывается с ТМПМПК «Центр Радуга». Проблемы, возникающие в ходе работы: Недостаточный уровень осознанности со стороны родителей необходимости логопедических занятий с детьми с дизартрией и содействия в этой работе в рамках профилактики трудностей школьного обучения; - Нарушение систематичности коррекционной логопедической работы из-за частых пропусков занятий детьми по причине болезни. Условия, необходимые для решения проблем: - Повышение педагогической компетентности семьи по вопросам развития и коррекции речиребёнка, заинтересованности в сотрудничестве с учителем-логопедом; - Укрепление здоровья воспитанников; Более тесное взаимодействие с педагогами ДОУ, направленное на решение коррекционно - развивающих задач. Причины недостаточной эффективности коррекционных мероприятий в работе с некоторыми детьми частые пропуски по болезни, несистематическое выполнение рекомендованных учителем-логопедом заданий родителям по автоматизации звуков у детей, тяжёлые формы нарушения речи, недостаточная сформированность психологической базы речи (память, внимание, самоконтроль). Занятия с учителем-логопедом проводились по два – три раза в неделю с каждым ребёнком. Задачи по развитию речи решались в течение всего дня: в процессе свободного общения детей с воспитателем, через чтение специально подобранных книг, подобран речевой материал на занятиях по изодеятельности, конструированию, ФЭМП. Проводится индивидуальная работа с детьми по формированию речи, создана картотека пальчиковых игр и упражнений, подобраны предметные и сюжетные картинки на определённый звук. В течении года учителем-логопедом проводились индивидуальные и групповые консультации, индивидуальные демонстрационно-обучающие занятия, мастер – классы для родителей с показом упражнений, игр, приёмов работы. Таким образом, в процессе работы с детьми особое внимание уделялось становлению социальной компетентности воспитанников, их подготовки к жизни в обществе. Этому способствует согласованность в работе всех субъектов образовательных отношений (детей, воспитателей, учителя-логопеда, инструкторов по физической культуре, родителей). Мониторинг воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Организация воспитательно-образовательного процесса планировалась с учетом результатов освоения ОП ДО, которые формулировались в соответствии с ФГОС ДО в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры рассматриваются как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Эффективность реализации ОП ДО МБДОУ позволяет оценить педагогическая диагностика индивидуального развития дошкольников. Педагогическая диагностика проводится в каждый возрастной период освоения программы по всем направлениям развития детей. В МБДОУ установлена следующая периодичность педагогической диагностики – два раза в год: на начало учебного года диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания воспитательно- образовательного процесса; на конец учебного года – с целью сравнения полученного и желаемого результатов. Методическое обеспечение диагностики уровня освоения ОП ДО осуществляет заместитель заведующего по ВМР, проводят диагностику воспитатели и специалисты МБДОУ, а также планируют индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка. Результаты педагогической диагностики используются для решения следующих задач: 1. индивидуализации образования (с целью построения индивидуального маршрута развития ребёнка); 2. оптимизации работы с группой детей. Результаты освоения ОП ДО воспитанников МБДОУ за 2023 год Образовательные области Освоена полностью Освоена частично Не освоена полностью Физическое развитие Педагогическая деятельность направлена на формирование у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к занятиямфизической культурой, гармоничное физическое развитие путем развития физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей, формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, направлена на охрану здоровья детей и формирование основы культуры здоровья посредством бережного отношения педагога к воспитанникам, сохранению и укреплению их физического и психического здоровья, воспитания у детей культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о здоровом образе жизни Социально-коммуникативное развитие Педагогическая деятельность направлена на формирование у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания через формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения, передачи знаний о правилах безопасности дорожного движения, направлена на освоение дошкольниками 95% 5% 0% 87% 13% 0% первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений путем развития игровой деятельности детей, приобщения их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств. Большая роль отводится игре – в предметно- развивающую среду каждой группы входят уголки социального развития («семья», «кухня», «магазин», «гараж», «мастерская», «стройка» и т.п.). Познавательное развитие Педагогическая деятельность направлена на формирование у дошкольников положительного отношения к труду посредством развития трудовой деятельности, воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей, его результатам, формирования первичных представлений о труде взрослых, его роли, направлена на развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие посредством сенсорного развития, развития познавательноисследовательской и конструктивной деятельности, формирования элементарных математических представлений, целостной картины мира, расширение кругозора. Речевое развитие Педагогическая деятельность направлена на овладение дошкольниками способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи. Художественно-эстетическое развитие Педагогическая деятельность направлена на формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг путем приобщения к словесному искусству (в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса), развитие литературной речи, формирование целостной картины мира, направлена на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности посредством развития продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству, направлена на развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству. 86% 14% 0% 76% 24% 0% 88% 12% 0% По результатам проведения педагогической диагностики выявлено следующее: 1. Количество детей, принимавших участие в педагогической диагностике – 100 человек (100%); 2. Количество детей, освоивших ОП ДО полностью – 84 человека (84 %); 3. Количество детей, освоивших ОП ДО частично – 15 человек (16 %); 4. Количество детей, не освоивших ОП ДО полностью – 0 человек. Анализ педагогической диагностики показывает преобладание детей, освоивших содержание ОП ДО в полном объёме. Это говорит о том, что эффективность педагогических воздействий по развитию воспитанников находится на достаточном уровне. Наиболее высокие показатели освоения программного содержания получены по областям физическое и художественно-эстетическое развитие, несколько ниже – по речевому и социально-коммуникативному развитию, наиболее низкий уровень – по познавательному развитию. В 2023 году в школу выпущено 23 выпускника. Все дети готовы к обучению в школе, физически здоровы. Качество образования выпускников выражается в развитии у них таких качеств, как овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, умение управлять своим поведением, соблюдать нормы и правила поведения, активно взаимодействовать, находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия, участвовать в совместной деятельности. Дети остаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли желания, могут выделять звуки в словах, у детей развита мелкая моторика, они подвижны, выносливы, могут управлять своими движениями. Большинство детей проявляют самостоятельность, любознательность, инициативность. В результате на этапе завершения уровня дошкольного образования выпускниками освоена образовательная программа детского сада, сформированы предпосылки к учебной деятельности Анализ организации воспитательной работы в МБДОУ Воспитательная работа в образовательном учреждении проводится в соответствии с Программой воспитания и календарным планом воспитательной работы. Целью реализации Программы воспитания является формирование общей культуры личности, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических качеств, ценностей здорового образа жизни, физических качеств, самостоятельности и ответственности ребенка. Решение задач Программы воспитания осуществлялось в процессе освоения воспитанниками всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО. Содержание Программы воспитания реализовалось в ходе образовательной деятельности; режимных моментов; в рамках самостоятельной деятельности детей; а также через взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников. Средством воспитания выступали различные виды детской деятельности: игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Формы организации деятельности: игра, игровое упражнение, игра-путешествие, коллекционирование, чтение, беседа, ситуации, конкурсы, викторины, коллективное творческое дело, проекты, наблюдения, экологические акции, экскурсии, мастерская, праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования, театрализованные игры, инсценировки. Воспитательный процесс в МБДОУ осуществляется с соблюдением ряда педагогических условий: - личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; - предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств; - создание развивающей предметно - развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Воспитательная работа осуществлялась по следующим направлениям воспитания: - патриотическое (модули «Я и моя Родина», «Я и природа»); - социальное (модуль «Я и моя семья»); - познавательное (модуль «Я познаю мир»); - физическое (модуль «Я и мое здоровье»); - трудовое (модуль «Я люблю трудиться»); - этико-эстетическое (модуль «Я в мире прекрасного»). Содержание модулей полностью отражено в календарно-тематическом плане воспитательной работы. Все включенные мероприятия, запланированные в плане по модулям, были направлены: - формирование положительного отношения к здоровому образу жизни; - формирование бережного отношения к живой природе, культурному наследию и народным традициям; - воспитание у дошкольников уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); - формирование гендерной, семейной гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу. Поскольку планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, а деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка к окончанию дошкольного возраста (к семи годам) предполагается достижение следующих результатов, основаны на целевых ориентирах, представленных в Программе воспитания. Анализ результатов воспитательной работы, а также социализации и саморазвития дошкольников осуществлялся воспитателями каждой группы на основе педагогического наблюдения. Данный анализ показывает положительные результаты в личностном развитии дошкольников, проявляющиеся: - в усвоении воспитанниками знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей современного общества (в усвоении ими социально значимых знаний); - в развитии позитивных отношений к этим ценностям (в развитии социально значимых отношений); - в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, применения сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении опыта социально значимых дел). Таким образом, анализ результатов реализации Программы воспитания в 2022-2023 учебном году показывает положительные результаты организуемой воспитательной работы в МБДОУ. Информация о дополнительных платных образовательных услугах В 2023 году оказывались следующие дополнительные платные образовательные услуги: Название Направленность Количество дополнительной платной воспитанников образовательной услуги Хореография Художественно-эстетическая 22 Студия ИЗО-деятельности Художественно-эстетическая 29 ЛФК Физическая 42 Английский Социально-педагогическая 20 Итого 93 (93%) На дополнительные платные образовательные услуги было зачислено 93 ребенка. Воспитанники МБДОУ с удовольствием посещали данные дополнительные платные образовательные услуги. Вывод: воспитательно-образовательный процесс в МБДОУ строился с учетом требований санитарно-гигиенического режима в дошкольных образовательных учреждениях, все запланированные в годовом плане мероприятия с детьми были проведены, у детей была насыщенная, активная и разнообразная деятельность, которая способствовала их всестороннему развитию и воспитанию. Реализация образовательной деятельности в дистанционном режиме Для качественной организации родителями привычного режима для детей специалистами детского сада систематически проводились консультации, оказывалась методическая помощь и по возможности техническая. Роль родителей (законных представителей) в достижении результатов образовательной деятельности Результаты педагогического анализа, проведенного по итогам освоения образовательной программы в дистанционном режиме, свидетельствуют о снижении результативности образовательной деятельности в младшей и средней группах. Причину данной ситуации видим в следующем: - недостаточном обеспечении родителями (законными представителями) привычного для детей детсадовского режима, отсутствии свободного времени для занятий с детьми различными видами конкретной содержательной деятельности и отсутствии соответствующих компетенций; - не все педагоги смогли установить полноценное взаимодействие с родителями, провести необходимые разъяснения о включенности в дистанционные занятия и значимости их для детей. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования В МБДОУ утверждено положение о внутренней системе оценки качества образования от 31.08.2021г. Мониторинг качества образовательной деятельности в 2022 году показал хорошую работу педагогического коллектива. Состояние здоровья и физического развития воспитанников удовлетворительные. В течение года воспитанники ДОУ успешно участвовали в конкурсах и мероприятиях различного уровня. Оценка кадрового обеспечения В ДОУ работает опытный квалифицированный, стабильный коллектив. Педагогический состав состоит из заместителя заведующего по ВМР, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учитель- логопед, педагог- психолог, 5 воспитателей. Характеристика кадрового состава по образованию и квалификации: Количество аттестованных педагогов 8/100% в том числе: на высшую квалификационную категорию – 3/37,5%; на первую квалификационную категорию – 5/62,5%. Количество педагогов (общее/%), имеющих: высшее профессиональное образование – 4/50%; среднее профессиональное образование – 4/50%. Педагоги повышали свой профессионализм плановое через курсы повышения квалификации (ИРО Свердловской области, МБУ ИМЦ «Развивающее образование», Гуманитарная академия), а также посредством самообразования, взаимоконтроля внутри педагогического коллектива. Педагогов, прошедших курсовую подготовку в 2023 учебном году всего 8, что составляет 100% от общего числа членов педагогического коллектива. Курсовую подготовку в соответствии с ФГОС ДО прошли педагоги, руководитель и заместитель заведующего по ВМР. Воспитатели приняли участие в профессиональных районных конкурсах: в районном фестивале-конкурсе «Я - ПАТРИОТ», в районном спортивном мероприятии «Фестиваль здоровья», Педагоги МБДОУ принимали активное участие в конкурсном движении на интернетсайтах: Вывод: ДОУ укомплектован кадрами полностью. Педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень, эффективно участвуют в профессиональных конкурсах, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных учреждений, а также саморазвиваются через прослушивание вебинаров, посещение мероприятий в рамках ГПА. Все это в комплексе дает хороший результат в организации педагогической деятельности и улучшении качества образования и воспитания дошкольников. Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения Учебно-методическое обеспечение включает работу по оснащению образовательной деятельности передовыми методиками, учебно- методическими комплексами, методическими средствами, способствующими более эффективной реализации программно-методической, научно- экспериментальной, воспитательной деятельности педагогических работников. В ДОУ имеется необходимое методическое обеспечение: программы, методические пособия, дидактический материал. Обеспеченность учебно-наглядными пособиями – 100%; спортивным инвентарём – 100%; учебная и методическая литература детская художественная литература – 100%. Создан и активно работает сайт дошкольного учреждения. На страницах сайта выложены не только официальные документы, но и консультации специалистов для родителей, статьи педагогов в которых они делятся опытом с педагогической общественностью, а также информация о тематических мероприятиях детского сада и фотоальбомы. Развивающая среда в дошкольном учреждении построена с учетом развития детей в разных видах деятельности, что способствует качественному освоению воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ. Оценка материально-технической базы В ДОУ созданы безопасные условия для организации образовательной деятельности воспитанников и их физического развития, игровое оборудование имеет сертификаты качества, не менее двух раз в год проводится ревизия спортивного оборудования в физкультурном зале и на спортивной площадке. Здание, территория ДОУ соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям пожарной и электробезопасности, нормам охраны труда. Проведена аттестации рабочих мест. Оборудование используется рационально, ведётся учёт материальных ценностей, приказом по ДОУ назначены ответственные лица за сохранность имущества. В дошкольном учреждении имеются следующие помещения: методический кабинет, групповые комнаты- 5; спальни - 5; физкультурный и музыкальный залы, логопедический кабинет. Организация и расположение предметов развивающей среды осуществляются педагогами рационально, удобно для детей, что способствует эмоциональному благополучию каждого ребенка, создает у него чувство защищенности, способствует его интересам. Игровой материал периодически меняется, постоянно пополняется в зависимости от возрастных особенностей детей и с учетом индивидуальных склонностей и интересов, «зоны ближайшего развития». Расположение мебели, игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарным и гигиеническим нормам, принципам функционального комфорта, что обеспечивает ребенку свободный доступ к любому виду деятельности: двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально- художественной, чтения художественной литературы. МБДОУ оснащён в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями: пищеблок, прачечная и медицинский блок, который включает процедурный кабинет и изолятор. Наличие компьютерной техники: 4 персональных компьютера; 6 ноутбуков; 2 мультимедийных проектора; 3 МФУ. Имеется выход в сеть Интернет, электронная почта, сайт. Педагоги активно переходят на электронный документооборот: планирование педагогической деятельности, мониторинг достижений воспитанников, разрабатываются методическое обеспечение образовательного процесса посредством мультимедийных технологий, электронная библиотека. Все педагоги владеют компьютером на уровне грамотного пользователя. Финансовые ресурсы МБДОУ и их использование Ежегодно, на календарный год (на 01 января), составляется План финансовохозяйственной деятельности (далее ПФХД), в который вносятся: 1. Сведения о деятельности муниципального бюджетного учреждения 2. Показатели финансового состояния учреждения 3. Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (на 01.01.2023 год): - поступления, в том числе по видам поступлений: - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением (16 412 311,56); - родительская плата за присмотр и уход в ДОУ (2 662 036,19); - расходы (выплаты) всего, в том числе: - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (1 195870,29); - работы, услуги по содержанию имущества (299 014,00), - увеличение стоимости основных средств (113 000,00), - заработная плата (9 580 069,00), - коммунальные услуги (960 440,51), - прочие работы, услуги (549 417,75) Ежеквартально производится корректировка ПФХД. Более подробную информацию о ПФХД можно посмотреть на официальном сайте МБДОУ http://143.tvoysadik.ru. в разделе «Сведения об образовательной организации», в подразделе «Финансово-хозяйственная деятельность». Таким образом, деятельность образовательного учреждения за 2023 год показывает стабильное функционирование, положительную динамику деятельности педагогического коллектива по воспитанию и образованию воспитанников, высокий кадровый потенциал сотрудников, эффективную систему управления Приложение №1Утверждены приказом Министерства образованияи науки Российской Федерацииот10декабря 2013г. № 1324 Показатели деятельности дошкольной образовательной организации,подлежащие самообследованию № п/п Показатели Единица измерения Образовательная деятельность 1. 1.1 Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную 100 человек программу дошкольного образования, в томчисле: 1.1.1 В режиме полного дня (8-12 часов) 100 человек 1.1.2. В режиме кратковременного пребывания (3-5 часов) 0 человек 1.1.3 В семейной дошкольной группе 0 человек 1.1.4 В форме семейного образования с психолого-педагогическим 0 человек сопровождением на базе дошкольной образовательной организации 1.2 Общая численность воспитанников в возрасте до 3 лет 20 человек 1.3 Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 8 лет 80 человек 1.4 Численность/удельный вес численности воспитанников в общей 100 человек/100% численности воспитанников, получающих услуги присмотра и ухода: 1.4.1 В режиме полного дня (8-12 часов) 100 человек/ 100% 1.4.2 В режиме продленного дня (12-14 часов) 0 человек/0% 1.4.3 В режиме круглосуточного пребывания 0 человек/0% 1.5 Численность/удельный вес численности воспитанников с ограниченными 1 человека/ 2,5% возможностями здоровья в общей численностивоспитанников, получающих услуги: 1.5.1 По коррекции недостатков в физическом и (или) психическом 0 человек /0 % развитии 1.5.2 По освоению образовательной программы дошкольного образования 100 человек/100% 1.5.3 По присмотру и уходу 100 человек/100% 1.6 Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной 17,3 дней образовательной организации по болезни на одноговоспитанника 1.7 Общая численность педагогических работников, в том числе: 8 человек 1.7.1 Численность/удельный вес численности педагогических работников, 4 человек/ 50% имеющих высшее образование 1.7.2. Численность/удельный вес численности педагогических работников, 4 человек/ 50% имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля) 1.7.3 Численность/удельный вес численности педагогических работников, 1 человек/ 8% имеющих среднее профессиональное образование 1.7.4 Численность/удельный вес численности педагогических работников, 5 человек/ 42% имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля) 1.8 Численность/удельный вес численности педагогических работников, 8 человек/ 100% которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: 1.8.1 Высшая 4 человек/ 50 % 1.8.2 Первая 4 человек/ 50 % 1.9 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический 1.9.1 1.9.2 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14 1.15 1.15.1 1.15.2 1.15.3 1.15.4 1.15.5 1.15.6 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 стаж работы которых составляет: До 5 лет Свыше 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Соотношение «педагогический работник/воспитанник» в дошкольной образовательной организации Наличие в образовательной организации следующих педагогических работников: Музыкального руководителя Инструктора по физической культуре Учителя-логопеда Логопеда Учителя-дефектолога Педагога-психолога Инфраструктура Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника Площадь помещений для организации дополнительных видов деятельности воспитанников Наличие физкультурного зала Наличие музыкального зала Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность воспитанников на прогулке 0 человека/0% 0 человека/0% 0 человек/0% 2 человек/25% 8 человек/ 100% 8 человек/ 100% 8 человек/ 100 человек 1 1 1 0 0 1 243,6 кв.м./ 2,5 кв.м 117,1 кв.м 1 1 5