СЮЖЕТНО РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ГЕНДЕРНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ.pdf

Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста
посредством сюжетно-ролевых игр
Устинова Наталия Владимировна
воспитатель МБДОУ – детского сада
присмотра и оздоровления № 143
Дошкольный возраст – важный период для воспитания культуры
гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них
формируются первоосновы качеств мужественности и женственности,
первые длительные взаимоотношения, модели поведения в семье и в
обществе, симпатии друг к другу, полоролевая «Я-концепция».
Актуальной задачей современной системы дошкольного образования
является воспитание культуры гендерных взаимоотношений детей как
субъектов социальных отношений. Такие важные субъектные проявления,
как активность, самостоятельность, инициативность, избирательность,
свобода выбора, целеустремленность, творчество, необходимо развивать у
детей обоего пола.
В дошкольном возрасте воспитание культуры взаимоотношений
мальчиков и девочек предполагает целенаправленную педагогическую
работу, которая включает развитие у ребенка ценностного отношения,
интереса к представителям своего и противоположного пола, желания и
умений взаимодействовать друг с другом, договариваться, мирно решать
конфликты, становление позиций мальчика и девочки как субъектов
социальных отношений; формирование модели поведения, соответствующей
полу ребенка, опыта и способов совместного взаимодействия,
сотрудничества в детских видах деятельности.
По мнению исследователей Кононовой И., Литвиновой С. наиболее
сенситивным
возрастом
для
воспитания
культуры
гендерных
взаимоотношений детей является старший дошкольный, т.к. именно в этом
возрасте наблюдается консолидация детей со сверстниками своего пола. Это,
прежде всего, проявляется в сюжетно-ролевых играх детей, в которых они
подражают социальным ролям взрослых. Для игры они группируются по
признаку пола, т.к. именно в старшем дошкольном возрасте возникают
особый интерес к детям своего пола, специфическое чувство «мы» («мы –
мальчики», «мы – девочки»). Поэтому сюжетно-ролевая игра является одним
из важных средств воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей,

в целом полоролевого развития. Она позволяет ребенку приобщиться к
самым разнообразным сферам жизни взрослых.
Сюжетно-ролевая игра для ребенка – это особый мир, где есть
возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий,
обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, свободы
выбора, инициативности, самостоятельности, творчества. Игра позволяет
ребенку примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения
(игровые и реальные), получить массу положительных эмоций, впечатлений,
незабываемых, радостных моментов.
Организацию сюжетно-ролевой игры детей мы строим на результатах
диагностики особенностей игровой деятельности мальчиков и девочек
авторов В.А. Деркунской и А.Н. Харчевниковой.
Девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские
интересы: моду, домашние дела и обязанности женщины, женские
профессии; мальчики предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские
черты (смелость, героизм, отважность), интересы, мужские взаимоотношения
в мужских профессиях и деяниях. То есть тематика сюжетно-ролевых игр
девочек социально-бытовая, а у мальчиков – техническая и общественная.
Девочки и мальчики выбирают роли, характерные для представителей своего
пола. Игровые интересы мальчиков, связанные с социокультурным пространством жизни, т.к. они многое заимствуют для игр из мультфильмов,
рекламы, кино; игровые интересы девочек, связанные с современным
бытовым пространством жизни взрослых.
В игровой деятельности мальчиков и девочек мы используем прямые и
косвенные приемы руководства ею, осуществляем педагогическую
поддержку мальчиков и девочек, создавая специальные условия для
воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей.
Организация игровой среды в группе детского сада на основе
полоролевой дифференциации также является одним из важных условий
воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Совместное
построение педагогом с детьми игровой среды способствует воспитанию
взаимоотношений детей обоего пола, развивает способность слышать и
замечать друг друга, интересоваться, симпатизировать и разделять
социальные интересы и поведение. Такая среда позволяет мальчикам и
девочкам
овладевать
полоролевыми
ценностями,
вступать
во
взаимоотношения друг с другом на основе интереса к совместной игровой
деятельности, игровым замыслам, желания играть вместе, а также проявлять
активность, творчество, самостоятельность, свободу выбора в создании

игровых ролей, игровых атрибутов, в игровом и реальном взаимодействии,
реализации сюжета.
Таким образом, педагогически правильно организованная сюжетноролевая игра детей способствует развитию интереса, эмоциональноположительного отношения к противоположному полу, будущей роли,
освоению опыта мужского и женского поведения в семье и обществе, умений
взаимодействовать, договариваться с противоположным полом, строить
длительные доброжелательные взаимоотношения, а также оказывает
положительное влияние на ход общего развития детской личности, игровой
деятельности в целом.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».