ПРОГУЛКИ ПОХОДЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ.pdf

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Устинова Наталия Владимировна
воспитатель
МБДОУ – детского сада
присмотра и оздоровления № 143
Береги здоровье смолоду – этот девиз отражает необходимость укрепления
здоровья ребенка с первых лет жизни.
Коллектив детского сада поставил перед собой задачу – оздоровление
детей средствами природы. Многолетний опыт работы позволяет сделать вывод
о том, что прогулки на природу укрепляют здоровье, накапливают силы в
сочетании с движениями. Они служат мощным средством укрепления
физического здоровья ребенка. Учитывая это, мы уделяем большое внимание
организации пеших прогулок, живому общению дошкольников с природой.
Для реализации поставленных задач были
разработаны
эколого-оздоровительные
мероприятия, насыщенные оздоровительными
технологиями интересными сюжетно-игровыми
формами взаимодействия детей и взрослых в
тесном содружестве с семьей.
Для подготовки организма ребенка к
физическим
нагрузкам
была
создана
экологическая
и
туристическая
тропы,
разработаны конспекты занятий по туризму, в содержание которых включены
разнообразные физические упражнения и оздоровительные мероприятия.
На все времена года утверждены маршруты
эколого-оздоровительных походов и разработаны
сценарии их проведения. Во время их проведения
природное
окружение
применяется
для
формирования у детей чувства единства человека
и природы.
Особое внимание уделяется насыщению
прогулок-походов движениями.
Во время привала проводятся подвижные игры, закаливающие
мероприятия. Например, в летний период – это ходьба босиком по траве,
умывание или мытье рук прохладной чистой водой
из водоема, в зимний период – подышать глубоко
чистым лесным воздухом.

Педагоги создают специальные условия для
тренировки
организма
ребенка.
Заранее
продумывается
организация
физкультурного
инвентаря, побуждающего воспитанников к
проявлению творчества в движениях: преодоление
препятствий, перешагивание каната, ходьба по
ограниченной плоскости, бег в заданном
направлении, ориентировка на местности.
Воспитатель
использует
возможности
созданные самой природой; бросить шишки, желуди, снежки в дерево, пенек;
пройти в приседе под ветвями деревьев, преодолеть снежный вал, перейти
через овраг, перешагнуть поваленное дерево, преодолеть препятствие.
Особое внимание обращается на развитие
творчества в движениях. Где как не в творчестве
ребенок может дать волю своим желаниям:
изобразить в движениях любимого животного,
сбежать с горки, подняться на нее, обнять дерево
и покачаться на ветке.
За целый год прослеживалась динамика
развития движений. За осенний период дети
овладели правильной техникой ходьбы в походе, привыкли к физическим
нагрузкам. Зима дает значительные возможности для закрепления движений на
зимних тропинках, снежном покрове, ледяных дорожках.
Огромную радость доставляет детям катание на санках. На них они
отдыхают во время остановок в пути, а на месте стоянки используют для игр и
забав.
Особое место зимой педагог отводит
хождению детей на лыжах. Ходьба на лыжах
оказывает укрепляющее воздействие на
формирование
стопы,
осанки,
совершенствование всех систем и функций
организма.
Ходьба по пересеченной местности, спуск
с горки, повороты – способствуют развитию у
детей смелости, решительности, приучает их
преодолевать трудности, формирует выдержку, воспитывает чувство
взаимопомощи.
В ранний период весны трудно
рассчитывать на разнообразие движений во
время
прогулок-походов
из-за
непредсказуемой погоды. Тем не менее,
воспитатель использует все возможности,
чтобы обогатить двигательный опыт детей,
научить предвидеть неприятности на дороге,
преодолевать их. Основные движения в
походе – ходьба, прыжки через естественные

препятствия. Немного позже – разнообразие беговых упражнений, разные виды
метания, прыжки, а также отдельные виды лазанья.
Прогулки-походы
закладывают
у
дошкольников интерес к туристическим
походам, формируют необходимые навыки.
Туризм – прекрасное средство расширения
кругозора,
познания
красоты
природы.
”Инструментом
усовершенствования“
называют туризм, потому что он дает человеку
знания, развивает ловкость, находчивость,
выносливость, дарит здоровье и дружбу,
воспитывает чувство ответственности за охрану природы и окружающего мира.
В группе был организован кружок ”Туристята“. В работе с детьми
используеем такие формы работы как туристский час, туристские прогулки,
туристские игры. На туристском часе детям даются практические знания о
тактике и технике туризма. Его проводит воспитатель как в физкультурном
зале, так в естественных условиях.
С детьми проводятся игры с элементами спортивного ориентирования:
дошколята учатся читать карту-схему, сравнивать ее с местностью,
сопоставлять, выбирать пути движения.
Старшие дошкольники знакомятся с
составом туристской группы: руководителем,
штурманом, санитаром, поваром, фотографом,
костровым, с их обязанностями. При
ознакомлении
с
ориентированием
по
маршрутному
плану
предварительно
воспитатель учит детей замечать особенности
пути по приметам: пенькам, деревьям.
Представление детям маршрутного плана происходит в игровой форме:
принесла Сорока, занесли Ветер – Озорник, Лесовичок.
По окончании похода проводится анализ выполнения обязанностей всеми
членами туристской группы, что позволяет формировать у детей чувство
ответственности перед группой, сплочению коллектива.
Оздоровительный, познавательный, тренирующий эффект от прогулокпоходов всех видов бесспорен. Укрепляется здоровье детей, обогащается
двигательный опыт, наполняется ум и сердце детей драгоценными каплями
знаний о прекрасном природном окружении.
Что принять за критерии оценки проведения данных мероприятий? Прежде
всего, это настроение и самочувствие детей.
Очевидно то, с какими впечатлениями дети
вернулись из похода. Если они обсуждают
между собой увиденное, рассказывают о нем,
бережно относятся к принесенным ”дарам“,
это значит, поход оказался удачным.
Самостоятельные игры детей на тему
похода – один из самых главных показателей
яркости их впечатлений. А это еще и значит,

что проблема отчуждения от мира природы, неумения видеть красоту
окружающего мира.
Педагоги наблюдают как повышается
уровень экологического сознания, как у детей
так и у взрослых. Один час общения с природой,
а сколько радости и пользы. Каждое знакомство
с природой превращается в урок развития
детского творчества. Постепенно в группе
появляется большой альбом рисунков или свой
художественный салон поделок ”Природа и
фантазия“. Рассматривая их, ребенок вновь проникается определенным
настроением в ожидании предстоящего похода.
Многие семьи используют опыт детского сада по организации походов в
выходные дни. Очень приятно видеть своих выпускников – младших
школьников на различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Они
помогают в организации и проведении прогулок-походов, физкультурных
досугов, праздников. В течение года совместно проводились праздники ”мы со
спортом крепко дружим“, ”Зимушка – Зима“, ”Веселые старты“, ”В гости к
Старичку – Лесовичку“. Ребенку – дошкольнику легко и весело шагать, когда
рядом с ним старший и надежный друг.
Такой комплексный подход к укреплению здоровья детей, формированию
основ здорового образа жизни дает положительные результаты.
За последние годы улучшился уровень физической подготовленности
детей в группе. Анализ заболеваемости на протяжении трех лет показывает, что
дети стали меньше болеть простудными заболеваниями. А если дети не болеют
– то растет уровень усвоения ими программных задач, успешнее решаются
проблемы их развития и воспитания.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».