08.09.2022
Одним из важных
условий реализации ООП ДО является взаимодействие с семьей: дети, воспитатели,
родители, администрация – главные участники образовательных отношений.
Педагогическое
взаимодействие предполагает координацию усилий нескольких сторон (субъектов
образовательного пространства) в образовательном процессе. Равноправными
субъектами педагогического процесса в детском саду являются дети, воспитатели,
специалисты, младшие воспитатели, медицинский персонал, родители (законные
представители). Равноправие субъектов подразумевает:
- открытость
к взаимодействию;
- возможность
запросить, и получить информацию;
- инициатором
процесса взаимодействия по поводу вновь возникшей проблемы или с целью
удовлетворения потребности может стать любой из субъектов;
- возможность
участия субъектов в планировании, реализации, управлении и оценке результатов
совместных проектов, образовательного процесса.
Семья является
важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для
индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического
культурологического развития общества.
Цель коллектива – установить партнерские отношения, объединить усилия для успешного
освоения детьми основной общеобразовательной программ дошкольного образования,
создать атмосферу общности интересов, активизировать родителей через включение
их в управление и совместную детско-взрослую деятельность.
Задачи:
1. Обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
2. Оказание
помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Обеспечить
учет образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей в
определении:
- специфики национальных,
социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная
деятельность;
- выбора тех парциальных образовательных программ и форм
организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют
потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического
коллектива;
- сложившихся традиций МБДОУ.
4. Создать
условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности.
5.
Обеспечить информационную открытость разработки и реализации
Программы для предоставления информации о ООП семье и всем заинтересованным
лицам, вовлечённым в образовательную деятельность.
6. Взаимодействие
с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка,
непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
7. Обеспечить
консультативной поддержкой родителей (законных представителей) по вопросам
образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования.
Основные
направления взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Знакомство с семьей. Важно
хорошо узнать семью каждого воспитанника. Знание ее особенностей в воспитании
детей, воспитательных возможностей семьи позволяет осуществлять индивидуальную
работу с ней с учетом дифференцированного подхода к каждому родителю.
Информирование родителей о ходе образовательного
процесса. Детский сад открыт для родителей и других членов
семьи. Родители вносят свой вклад в организацию образовательного процесса.
Особая помощь от родителей ожидается в создании
групповой библиотеки, поскольку обмен книгами между семьями обогатит
каждого из детей данной группы и создаст между детьми микроклимат, необходимый
для общения их друг с другом.
Работа по созданию и обогащению предметной развивающей
среды в группах предполагает сотрудничество с
родителями воспитанников. Выставки детских работ являются интереснейшей формой
информированности родителей о возможностях их детей, но при условии, если
результаты детской деятельности будут демонстрироваться родителям, только когда
ребенок сам выполнил все от начала до конца без помощи взрослого, и качество
работы оценено ребенком адекватно требованиям воспитателя. Не следует
торопиться в этот же день выставлять для обозрения родителей работы.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры. Содержанием этой работы
является ознакомление родителей с особенностями реализации задач
образовательных областей. Особо важная задача - формирование физического и
психического здоровья детей. В работе с семьей используются разнообразные ее формы:
беседы, консультации, родительские собрания и конференции.
Родительские собрания проводятся три раза в год. Сценарии их очень подробно прописаны в
Технологии. Каждое родительское собрание важно начинать с открытого просмотра
детской деятельности, где родители наблюдают, какими самостоятельными и умелыми
могут быть их дети.
Организация уголка для родителей. В родительском уголке помещаются экстренная информация краткого
содержания, а также ответы на вопросы родителей или варианты ответов на вопросы
детей, раскрывающие способы общения взрослых с детьми дошкольного возраста.
Занятия с участием родителей. Подготовка и организация выставок совместных работ детей и родителей.