08.09.2022
Обязательная часть
Результатами освоения
Программы являются целевые
ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка.
Целевые ориентиры в раннем возрасте (от 2 до 3 лет)
К трем годам ребенок:
-
интересуется окружающими предметами, активно
действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно
фиксированные предметные
действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет
настойчивость в достижении результата своих действий;
-
стремится к общению и воспринимает смыслы в различных
ситуациях общения со взрослыми, активно
подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;
- владеет активной и пассивной
речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает
названия окружающих предметов
и игрушек;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Взаимодействие с ровесниками
окрашено яркими эмоциями;
-
в
короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые
осуществляя игровые замещения;
- проявляет самостоятельность в бытовых
и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;
- любит слушать стихи, песни, короткие
сказки, рассматривать картинки, двигаться под
музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические
впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);
- с удовольствием двигается – ходит,
бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые
ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными
культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в
разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской
деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой
положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому
себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,
учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя,
старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым
воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в
игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и
реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо
владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать
речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и
мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может
контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым
усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать
правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность,
задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными
связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с
произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок
способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в
различных видах деятельности.
- открыт новому, то есть проявляет
стремления к получению
знаний, положительной мотивации
к дальнейшему обучению в школе,
институте;
- проявляет уважение к жизни (в различных
ее формах) и заботу об окружающей среде;
- эмоционально отзывается на красоту
окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку,
танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.
д.);
- проявляет патриотические чувства,
ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии,
многонациональности, важнейших исторических событиях;
- имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных
ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет
уважение к своему и противоположному полу;
- соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные
ценностные представления о
том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет
уважение к старшим и заботу
о младших;
-
имеет начальные представления о
здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность;
Примерная комплексная программа «От рождения
до школы» вносит свои отличительные особенности, целевые ориентиры
и приоритеты, которые
углубляют и дополняют
требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Ожидаемые образовательные
результаты (целевые ориентиры) представлены в таблице 3.
Таблица 3
Ожидаемые образовательные результаты (целевые ориентиры) освоения
ООП ДО
Мотивационные образовательные результаты |
Предметные образовательные результаты |
Универсальные образовательные результаты |
||
Ценностные представления и мотивационные ресурсы |
Знания, умения, навыки |
Когнитивные способности |
Коммуникативные способности |
Регуляторные способности |
Интенсивность Позитивное
отношение к миру, к другим людям вне зависимости от их социального
происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их
физических и психических особенностей. Позитивное
отношение к самому себе, чувство собственного достоинства, уверенность в
своих силах. Позитивное
отношение к разным видам труда, ответственность за начатое дело. Сформированность
первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое
плохо», стремление поступать правильно, «быть хорошим». Патриотизм,
чувство гражданской принадлежности и социальной ответственности. Уважительное
отношение к духовно-нравственным ценностям, историческим и
национально-культурным традициям народов нашей страны. Отношение
к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей. Стремление
к здоровому образу жизни. |
Овладение
основными культурными способами деятельности, необходимыми для осуществления
различных видов деятельности. Овладение
универсальными предпосылками учебной деятельности-умение работать по правилу
по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение
начальными знаниями о себе, семье, обществе, государстве, мире. Овладение
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики,
истории и т.п., знакомство с произведениями детской литературы. Овладение
основными культурно-гигиеническими навыками, начальными представлениями о
принципах здорового
образа жизни. Хорошее
физическое развитие (крупная и мелкая моторика, выносливость, владение
основными движениями). Хорошее
владение устной речью, сформированность. |
Любознательность Развитое
воображение. Умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, находить оптимальные
пути решения. Способность
самостоятельно выделять и формулировать цель. Умение
искать и выделять необходимую информацию. Умение
анализировать, выделять главное и второстепенное, составлять целое из частей,
классифицировать, моделировать. Умение
устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, экспериментировать,
формулировать выводы. Умение
доказывать, аргументированно защищать свои идеи. Критическое
мышление, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания
и умения |
Умение
общаться и взаимодействовать с партнерами по игре, совместной деятельности
или обмену информацией. Способность
действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия с
остальными участниками процесса. Умение
организовывать и планировать совместные действия со сверстниками и взрослыми. Умение
работать в команде, включая трудовую и проектную деятельность. |
Умение
подчиняться правилам и социальным нормам. Целеполагание
и планирование (способность планировать свои действия, направленные на
достижение конкретной цели). Прогнозирование. Способность
адекватно оценивать результаты своей деятельности. Самоконтроль
и коррекция. |
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Парциальная образовательная программы для детей дошкольного возраста
«Мир без опасности», И.А.
Лыкова.
- В соответствии с целевыми ориентирами после освоения программы
ребенок:
- Имеет представления о разных видах безопасности: витальной (жизни и здоровья человека), социальной, экологической, дорожной,
пожарной, информационной; получил
начальные представления о безопасности личности,
общества и государства; имеет первичные представления об обществе, о государстве и принадлежности к нему.
-
Способен управлять своим поведением
и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдает
элементарные общепринятые нормы и правила
поведения.
-
Старается вести себя дома, в детском
саду, в общественных местах, на улице, в природе, во время прогулок
и путешествий в соответствии с элементарными общепринятыми нормами и правилами, а не с сиюминутными желаниями и потребностями.
-
Активно общается со сверстниками и
взрослыми; может оценить свои и чужие поступки в соответствии с первичными ценностными представлениями о том,
«что такое хорошо, а что такое
плохо», обращая внимание также на мотивы и намерения, а не только на
последствия и результаты действий.
-
Может осуществлять первичную общую
самооценку на основе требований (критериев),
предъявляемых взрослым к поведению или к результатам деятельности.
-
Может рассуждать о безопасности жизни и здоровья,
о здоровом образе жизни (о некоторых
особенностях строения и функционирования организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном
питании, о значении двигательной активности, о
полезных и вредных привычках
и др.); о поведении во время болезни.
-
Самостоятельно выполняет
доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; владеет
основными культурно- гигиеническими навыками (быстро и
правильно умывается, чистит зубы, поласкает рот после еды, моет уши, причесывается, правильно пользуется носовым
платком, следит за своим внешним
видом, самостоятельно одевается и раздевается, следит за чистотой одежды и обуви
и т.п.); выполняет правила культуры
еды.
-
Обнаруживает достаточный уровень
развития физических качеств и основных движений, соответствующий возрастно-половым нормативам;
-
Понимает, как нужно вести себя в
опасных ситуациях, и при напоминании выполняет эти правила.
-
Знаком со способами обращения за
помощью в опасных ситуациях, знает номер телефона вызова экстренной помощи;
умеет привлечь внимание
взрослого в случае травмы или недомогания; оказывает элементарную помощь себе и другому.
-
Интересуется новым, неизвестным в
окружающем мире (в природе, мире предметов и
вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); активно участвует в
«открытии» новых знаний; испытывает положительные эмоции при «открытии» новых знаний; знает различные
средства получения информации (в т.ч. Интернет, телевидение и т.п.), пытается их использовать.
-
Способен самостоятельно действовать (в различных видах детской деятельности, в повседневной жизни);
стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения разными
способами.
-
Откликается на эмоции близких людей
и друзей, понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет
сочувствие, готовность помочь окружающим; адекватно
использует вербальные и невербальные средства
общения; способен изменять
стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.
-
Имеет представления о разных объектах неживой
и живой природы и их взаимозависимости, может привести отдельные
примеры приспособления животных
и растений к среде обитания,
может объяснить, почему нужно охранять
растения и животных,
проявляет к ним бережное отношение; понимает и может объяснить зависимость состояния окружающей среды от
действий человека и от его личных действий (например, проблема
мусора), знает о зависимости здоровья
человека от состояния
окружающей среды.
Парциальная образовательная программа
дошкольного образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская.
Целевые
ориентиры в раннем возрасте
К трем годам
ребенок:
• интересуется окружающими предметами, активно
действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно
фиксированные предметные
действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет
настойчивость в достижении результата своих действий;
• стремится к общению и воспринимает смыслы в различных
ситуациях общения со взрослыми, активно
подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;
• владеет активной и пассивной
речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает
названия окружающих предметов
и игрушек;
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Взаимодействие с ровесниками
окрашено яркими эмоциями;
• в
короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые
осуществляя игровые замещения;
• проявляет самостоятельность в бытовых
и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;
• любит слушать стихи, песни, короткие
сказки, рассматривать картинки, двигаться под
музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические
впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);
• с удовольствием двигается – ходит,
бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе
завершения дошкольного образования
К семи годам:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в игре, общении,
конструировании и других видах детской
активности. Способен выбирать
себе род занятий,
участников по совместной деятельности;
• ребенок положительно относится к
миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства
других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство
веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает воображением,
которое реализуется в разных видах деятельности
и прежде всего в игре. Ребенок владеет
разными формами и видами игры, различает условную
и реальную ситуации, следует
игровым правилам;
• ребенок достаточно хорошо владеет
устной речью, может высказывать свои мысли и
желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в
ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
• у ребенка развита крупная
и мелкая моторика.
Он подвижен, вынослив,
владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять
ими;
• ребенок способен к волевым усилиям,
может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать
правила безопасного поведения и личной гигиены;
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым
и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую
картину окружающей реальности, обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской
литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
математики, истории и т. п. Способен к принятию собственных решений, опираясь
на свои знания
и умения в различных видах деятельности.
Программа «Ладушки», И. М.
Каплунова, И. А. Новоскольцева
Программа подразумевает всестороннее музыкальное
воспитание и образование без углубления в какой-либо раздел.
-
эстетическое- развивается чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость,
прививается любовь к народному творчеству;
-
умственное- развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь,
мышление;
-
нравственное - формируется дружелюбие, активность и самостоятельность.
- ребёнок
определяет музыкальный жанр произведения;
- ребёнок
различает части произведения; - ребёнок определяет настроение, характер
музыкального произведения; слышит в музыке изобразительные моменты;
- ребёнок
воспроизводит и чисто поет несложные песни в удобном диапазоне;
- ребёнок сохраняет правильное положение
корпуса при пении (певческая посадка);
- у
ребёнка формируется умение брать дыхание;
- ребёнок
выразительно двигается в соответствии с характером музыки, образа;
- ребёнок
передаёт несложный ритмический рисунок;
- ребёнок
выполняет танцевальные движения качественно;
- ребёнок
инсценирует игровые песни;
- ребёнок
исполняет сольно и в оркестре простые песни и мелодии;
- ребёнок
исполняет сольно и в ансамбле на музыкальных инструментах несложные песни и
мелодии.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о здоровье и правильном питании
Использование комплекта «Разговор о правильном
питании» направлено на достижение следующих результатов:
- полученные знания позволят детям ориентироваться
в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая
наиболее полезные;
- дети смогут оценивать себя (рацион, режим
питания, режим дня) с точки зрения соответствия требованиям здорового образа
жизни;
- дети смогут планировать свой режим, учитывая
важность физической активности, соблюдения гигиенических правил и норм.
Парциальной
оздоровительно-развивающей программы под редакцией Зимониной В.Н «Воспитание
ребенка дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного,
инициативного, не болеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым
«РОСИНКА»
Показатели
успешной реализации программы формирования культуры здорового и безопасного
образа жизни:
·
создание личностно-ориентированной системы
смыслов воспитанников, отношение к здоровью, как основному фактору успеха на
последующих этапах жизни;
· стабильно высокие результаты выполнения детьми
образовательной Программы (целевые ориентиры), наличие положительной динамики
мониторинга здоровья;
· посещение спортивных секций не менее 80% дошкольников;
· уменьшение количества поведенческих рисков,
опасных для здоровья;
· степень удовлетворенности всех участников
образовательного процесса комплексностью и системностью работы коллектива
Учреждения по сохранению и укреплению здоровья;
·
наличие положительных результатов созданной
системы по формированию ценностных установок и жизненных приоритетов на
здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию у всех участников
образовательного процесса;
· наличие здоровьесберегающей
предметно-пространственной среды;
· отсутствие перегрузок, расписание учебных
занятий в соответствии с требованиями СанПиН (выполнение
санитарно-гигиенических нормативов, использование здоровьесберегающих
технологий в педагогическом процессе, отсутствие воздействий неблагоприятных
для здоровья детей факторов (экологически чистая вода, воздушно – тепловой
режим и т.д.);
· повышение уровня компетентности
педагогического коллектива по использованию здоровьесберегающих технологий в
образовательном процессе;
· высокий уровень мотивации воспитанников к
занятиям физической культурой и участию в спортивных мероприятиях;
· положительная динамика участия в массовых
спортивных акциях и соревнованиях;
· активное взаимодействие Учреждения с
родителями и социальными партнерами по вопросам укрепления и сохранения здоровья.