Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад присмотра и оздоровления № 143
Приложение № 1
К Адаптированной образовательной программе –
образовательной программе дошкольного образования
в группах оздоровительной направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи 5–7 лет
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения-детского сада
присмотра и оздоровления № 143
Принято:
на Педагогическом совете
МБДОУ-детский сад
присмотра и оздоровления №143
протокол № 1 от 30.08.2024г
Утверждено:
приказом заведующего МБДОУ- детский
сад присмотра и оздоровления № 143
№ 1/19-1 от 30.08.2024г
Заведующий _________ И. А. Сальникова
Учебный план для воспитанников с тяжелым нарушениями речи
на 2024 – 2025 образовательный период
Екатеринбург, 2024
Пояснительная записка к учебному плану
Нормативные основания составления учебного плана
Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения- детского сада
присмотра и оздоровления № 143 (далее МБДОУ) разработан в соответствии со следующими документами:
1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программах - образовательным программам дошкольного образования»;
3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID - 19). (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении СП 3.1/2.4. 3598 - 20);
4. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6. Устав МБДОУ- детского сада присмотра и оздоровления № 143
Программно-целевые основания, положенные в основу Учебного плана
Основными задачами учебного плана:
1. Регулирование объема образовательной нагрузки.
2. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. При
составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
− принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
− принцип научной обоснованности и практической применимости;
− принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
− принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования
дошкольников, в процессе реализации, которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют
2
непосредственное отношение к развитию дошкольников;
− принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
− комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
− решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной
деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
− построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные
формы работы.
Учебный план МБДОУ разработан в соответствии с Адаптированной образовательной программой
дошкольного образования в группах коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 7
лет на 2024 – 2025 учебный год с учетом социального заказа семьи; возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников; комплексных и парциальных программ и технологий, дополняющих содержание образовательной
деятельности.
Обязательная часть Программы сформирована в соответствии с ФГОС ДО с учетом УМК Примерной основной
программы дошкольного образования.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений программы, включает комплекс парциальных
программ и методических пособий, дополняющих содержание образовательной деятельности в одной или нескольких
образовательных областях. Для реализации ООП ДО в части, формируемой участниками образовательных отношений,
с учетом запросов родителей и особенностей развития и интересов детей дошкольного возраста предусмотрено:
−
парциальная программа «Воспитание ребенка-дошкольника: РОСИНКА» В.Н. Зимонина;
−
парциальная программа по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Н.Н.
Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. 2012 год обогащение содержания Образовательной области
«Социально – коммуникативное развитие»;
−
по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением
зрения) под ред. Л.И.Плаксиной;
−
парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова, О.В.
Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская, дополнение содержание обязательной части основной
образовательной программы с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий.
Организация деятельности учителя-логопеда в течение учебного года по сопровождению детей с речевыми
нарушениями определяется задачами образовательной программы
детского сада, рабочей программы. Направления
3
деятельности учителя-логопеда диагностическое (осуществление мониторинга), коррекционно-развивающее,
информационно-методическое. Деятельность учителя-логопеда направлена на выявление и преодоление отклонение в
развитии устной речи детей дошкольного возраста, развитие личностных, интеллектуальных качеств ребенка. При
использовании разнообразных форм, приемов, методов и средств решаются следующие задачи:
− развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками;
− развитие всех компонентов устной речи ребенка (звукопроизношение, лексика, грамматический строй, связная
речь) в различных формах и видах детской деятельности;
− практическое овладение нормами речи;
− формирование общей культуры личности, социализации.
В итоге обеспечивается уровень подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению на следующей
образовательной ступени. Список детей, нуждающихся в совместной образовательной деятельности по коррекции и
развитию речи с учителем-логопедом, утверждается ГПМПЦ «Радуга». Основными формами организации
логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста является индивидуальная и подгрупповая
коммуникативная деятельность, количество и продолжительность которой зависит от степени тяжести речевого
дефекта, психофизических, возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей (до 15 минут). Работу с
детьми учитель - логопед проводит за счет сокращения нагрузки на непрерывную образовательную деятельность по
коммуникативной деятельности детей.
Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной работы и содействует эффективному
решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Содержание
комплексной и парциальных программ способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по
основным направлениям:
− физическое развитие;
− познавательное развитие;
− речевое развитие;
− социально-коммуникативное развитие;
− художественно-эстетическое развитие.
Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений; количественные характеристики определены с учетом СанПиН 1.2.3685-21).
Учебный план МБДОУ соответствует Уставу, реализуемому учебно-методическому комплекту (далее – УМК),
отражает образовательные области, виды образовательной деятельности и виды деятельности детей, предусмотренные
4
ФГОС ДО, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным
муниципальным заданием.
Учебный план МБДОУ на 2024 – 2025 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим
перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непрерывной
образовательной деятельности (далее - НОД), при этом данное распределение не является жестко регламентированным
и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей.
Образовательный период начинается с 01 сентября и заканчивается 31 мая. Дошкольное образовательное
учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников.
На 01.09.2024 года в МБДОУ детском саду присмотра и оздоровления № 143 функционирует логопункт для детей
с тяжелыми нарушениями речи.
В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками
образовательных отношений. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений.
Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее –
ООП ДО) в группах для детей дошкольного возраста составляет не менее 60 % от общего нормативного времени,
отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая
участниками образовательных отношений, не превышает 40%.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает взаимодополнение
в содержание образовательных областей; отражает специфику дошкольного образовательного учреждения; позволяет
более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать национально-культурные,
демографические, климатических условия, в которых осуществляется образовательная деятельность. В соответствии с
ООП ДО в обязательной части учебного плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на
реализацию 5 образовательных областей, с выделением видов детской деятельности и основными направлениями
реализации образовательных областей.
5
Структура учебного плана образовательной деятельности
В основе проектирования и моделирования образовательного процесса с детьми дошкольного возраста лежит
принцип комплексно - тематического построения ООП ДО на основе примерного календаря праздников.
Образовательная деятельность с детьми групп раннего возраста организуется на фоне игры в соответствии с
тематическими блоками сочетается с ежедневно повторяющимися мероприятиями (групповыми традициями),
включающими в себя: чтение детям художественных произведений; подвижные игры и игровые упражнения; на
прогулке наблюдение в природе, совместный труд, подвижные игры; формирование культурно-гигиенических навыков
и навыков самообслуживания; познавательно– речевые мероприятия (комментирование происходящего, совместная
деятельность детей и воспитателя с дидактическими пособиями и игрушками).
В Свободная деятельность детей включает: различные игры по выбору детей; упражнения по развитию мелкой
моторики; свободная двигательная деятельность; конструирование; манипулирование и игры с сенсорными
материалами и т. д.
Планирование в группах
Старшая группа для детей от 5 до 6 лет
Освоение образовательной программы МБДОУ осуществляется в обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, в процессе образовательной деятельности, образовательной деятельности в
ходе режимных моментов.
Продолжительность НОД в утренний отрезок времени составляет 50 минут. В середине времени, отведенного на
образовательную деятельность, проводится перерыв – физкультминутка. Перерыв между периодами образовательной
деятельности составляет не менее 10 минут.
Образовательная область «Познавательное развитие» реализуется в первую половину дня через познавательно исследовательскую деятельность, решая задачи создания условий для развития любознательности, познавательной
активности, познавательных способностей детей – 2 раза в неделю; развития представлений в разных сферах знаний об
окружающей действительности – 1 раз в неделю.
Образовательная область «Речевое развитие» реализуется в первой половине дня 2 раза в неделю создавая условия
для формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» реализуется через музыкальную деятельность
– 2 раза в неделю; изобразительную деятельность – 3 раза в неделю (рисование – 2 раза в неделю; лепка/аппликация – 1
раз в неделю).
6
Исходя из пункта СанПин 1.2.3685-21 непрерывная образовательная деятельность для детей старшего
дошкольного возраста может проводиться во второй половине дня после дневного сна. Продолжительность ее
составляет 25 минут.
Двигательная деятельность с детьми группы проводится 3 раза в неделю: 2 раз – в физкультурном зале; 1 раз – на
открытом (свежем) воздухе. Образовательную деятельность осуществляют: воспитатель группы, музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре. Время, отведенное на непрерывную образовательную деятельность,
составляет 325 мин. в неделю.
Реализация части, формируемая участниками образовательных отношений, проходит во вторую половину дня
через организацию образовательной деятельности в рамках реализации следующих образовательных областей:
физическое развитие через реализацию парциальной программы «Воспитание ребенка-дошкольника: РОСИНКА» В.Н.
Зимонина.
социально – коммуникативное развитие через реализацию парциальной программы по основам безопасности
жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной – 1 раз в
неделю, пятница.
расширение и углубления содержания обязательной части АОП ДО специфики национальных, социокультурных и
иных условий – парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова,
О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская
Подготовительная группа с 6 до 7 лет
Освоение образовательной программы МБДОУ осуществляется в обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений учебного плана в процессе образовательной деятельности, образовательной
деятельности в ходе режимных моментов.
Продолжительность НОД в утренний отрезок времени составляет 90 минут. В середине времени, отведенного на
образовательную деятельность, проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между периодами образовательной
деятельности составляет 10 минут.
Образовательная область «Познавательное развитие» реализуется в первую половину дня через познавательно –
исследовательскую деятельность, решая задачи создания условий для развития любознательности, познавательной
активности, познавательных способностей детей – 2 раза в неделю и развития представлений в разных сферах знаний
об окружающей действительности – 2 раза в неделю.
Образовательная область «Речевое развитие» реализуется в первой половине дня, создавая условия для
формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка – 2 раза в неделю.
7
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» реализуется через музыкальную деятельность
– 2 раза в неделю; изобразительную деятельность – 3 раза в неделю (рисование – 2 раза в неделю; лепка/аппликация – 1
раз в неделю).
Двигательная деятельность с детьми группы проводится 3 раза в неделю: 2 раз – в физкультурном зале; 1 раз – на
открытом (свежем) воздухе.
Время, отведенное на образовательную деятельность, составляет 420 мин. в неделю.
Реализация части, формируемой участниками образовательных отношений, проходит во вторую половину дня
через организацию НОД в рамках реализации следующих образовательных областей: - физическое развитие через
реализацию парциальной программы «Воспитание ребенка-дошкольника: РОСИНКА» В.Н. Зимонина.
социально – коммуникативное развитие через реализацию парциальной программы по основам безопасности
жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной – 1 раз в
неделю, пятница.
расширение и углубления содержания обязательной части АОП ДО специфики национальных, социокультурных
и иных условий – парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О. А.
Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская
Учебный план составляется ежегодно с учетом нормативных правовых документов, принимается на
педагогическом совете, утверждается приказом заведующего
8
Учебный план
образовательной деятельности в группах коррекционной направленности (дошкольный возраст) на 2024-2025 учебный год
Объем нагрузки в неделю
образовательная область
вид детской деятельности
(количество/продолжительность)
6-й год жизни
7-й год жизни
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально коммуникативное
развитие
Художественно эстетическое развитие
познавательно-исследовательская
коммуникативная
игровая, самообслуживание и элементарный бытовой
труд
изобразительная деятельность
музыкальная деятельность
восприятие художественной литературы и фольклора
конструирование
Физическое развитие
двигательная деятельность
50 минут (2)
90 минут (3)
50 минут (2)
60 минут (2)
ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и
в образовательной деятельностирежимных моментах
75 минут (3)
90 минут (3)
50 минут (2)
60 минут (2)
ежедневно в совместной деятельности
взрослого с детьми
в совместной деятельности взрослого с
детьми 1 раз в неделю
75 минут (3)
90 минут (3)
ЧАСТЬ, ФОРИМРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ
Физическое развитие
Воспитание ребенка -дошкольника. Расту здоровым
парциальная программа
«Росинка» (Зимонина В.Н.)
Социально - личностное Формирование основ безопасности
жизнедеятельности Парциальная программа
развитие
«Безопасность» (Стеркина, Авдеева)
Расширение и углубление содержания обязательной части ООП ДО специфики
национальных, социокультурных и иных условий – парциальная образовательная
программа дошкольного образования
«СамоЦвет», О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О.В. Закревская.
Количество видов образовательной деятельности
Время, отведенное на непрерывную образовательную деятельность
в неделю
9
ежедневно в ходенепрерывной и совместной образовательной
деятельности
25 минут (1)
30 минут (1)
ежедневно в ходе совместной
образовательной деятельности
13
325 минут
14
420 минут
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
восприятие художественной литературы и фольклора
ежедневно
конструирование
1 раз в неделю
игровая деятельность
ежедневно
ежедневно
коммуникативная деятельность (общение при проведении
режимных моментов)
самообслуживание и элементарный бытовой труд
ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
игровая деятельность
ежедневно
ежедневно
самостоятельная деятельность детей в центрах(уголках) развития
(интеграция всех видов деятельности)
познавательно-исследовательская деятельность
Утренняя гимнастика
Комплексы закаливающих процедур
Гигиенические процедуры
ежедневно
Оздоровительная работа
ежедневно
ежедневно
ежедневно
10
ежедневно
1 раз в неделю
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)