Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад присмотра и оздоровления № 143 ИНН 6658077719 КПП 665801001 620109, г. Екатеринбург, ул. Красноуральская, 25б тел.: +7/343/ 242-07-83, e-mail: detsadik143@mail.ru Методическая разработка прогулки «Зимующие птицы» с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель Константинова Ирэна Анатольевна г. Екатеринбург Пояснительная записка Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Также прогулка способствует умственному воспитанию. Место проведения прогулки площадка детского сада. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Методы и приемы: игровые (создание игровой ситуации, сюрпризность, эмоциональность); словесные (чтение стихов, разговор, беседа, рассматривание картинок, вопросы, пояснения, напоминания); практические (упражнения, выполнение поручения); наглядные (рассматривание живого объекта, наблюдение явлений природы). Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Ожидаемые результаты. - Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности по отношению к природе. - В движениях свобода и непринуждённость, естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, заинтересованный, выражение лица радостное. Содержание прогулки: Наблюдение за зимующими птицами Подготовительная часть Обсуждение цели и задач воспитателями с детьми. Подобрать методическую литературу по теме. Подобрать художественную литературу для чтения детям, дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры, иллюстрации «Перелетные и зимующие птицы России», плакат «Зимующие птицы».) Подбор разнообразных видов корма для птиц. Провести конкурс на лучшую кормушку. Цели прогулки: формировать экологическую культуру у детей старшего дошкольного возраста; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним. Задачи: Образовательные задачи: уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах; формировать умения и навыки наблюдения за птицами. Развивающие задачи: продолжать вызывать интерес к зимующим птицам. Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам. Материалы: лопатки, выносной материал, ледянки, санки. Методы и приемы: словесный, наглядный, практический. В ходе деятельности используются беседа, наблюдение, самостоятельная деятельность, подвижные игры, трудовая деятельность. Организационный момент Вновь разгулялась вьюга, Срывает снежные шапки. Совсем замерзла пичуга — Сидит, поджимая лапки. Лети же, пичуга, к людям И прячься скорей за окном, А мы кормить тебя будем Крошками хлеба, пшеном. Сегодня мы поговорим о птицах, и мы опять становимся орнитологами. Напомните, кто такие орнитологи? Дети отвечают. Правильно. Орнитологи - учёные, изучающие птиц. Мы много читали с вами о птицах, рассматривали иллюстрации и журналы, наблюдали за ними на прогулах. Давайте проверим, как вы их знаете! Игра на внимание «Прилетели птицы» (При чтении стихов дети, услышав название птицы, топают ногами.) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Утки, гуси, совы, Ласточки, коровы, Палки и стрижи, Бабочки, чижи, Аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, Комары и утки — и спасибо шутке! Воспитатель задает вопросы: - Каких птиц называют зимующими? - Чем они питаются? - Каких зимующих птиц вы знаете? - Что вы знаете о свиристелях? Выслушиваются ответы детей. Воспитатель: Свиристель-это крупная, очень красивая птица с задорным хохолком на голове и чёрным пятнышком на горле. И названа она так потому, что слово «свиристеть» на старорусском языке означает громко кричать, свистеть. Вот сидит эта дивная пташка на ветке и щебечет, а потом нежданно-негаданно как свистнет! Но не от испуга, нет. Боятся ей совсем некого, привыкла она к людям, подпускает их совсем близко, разрешает полюбоваться собой. Прилетают к нам свиристели из холодных краев, едва ли не из царства вечной мерзлоты, владений Снежной королевы - из Лапландии. Ученые-орнитологи обнаружили это совсем недавно. Раньше появление этих птиц считалось дурным предзнаменованием. Но теперь-то, увидев крупную птицу с длинным золотым хвостом и алым хохолком на голове, мы знаем, что ничего плохого встреча с этой птицей не принесёт. Просто наступила зима. А теперь давайте мы превратимся в птиц и поиграем. (Дети выполняют движения в соответствии со словами) Птица крыльями взмахнула, птица перья отряхнула, Крылья убрала назад, сделав очень важный взгляд. Посмотрела вправо – влево, удивилась: «Что за дело? Нет тут птицы ни одной, полечу-ка я домой». Полетела, полетела, в гнездышко свое присела. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. Воспитатель: В этом шутливом стихотворении говорится о возможностях птиц Как вы думаете, о каких птицах? (ответы детей). Правильно, птицы умеют летать. А человек может взлететь? Почему? (ответы детей). Дети, давайте проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Один из вас возьмёт листок в руки и скатает его в шарик, а теперь осторожно выпустит его из рук. Что произошло? (ответы детей) Другой ребенок возьмёт второй лист и так же осторожно выпустит из рук. Что вы увидели? (ответы детей) Почему так происходит: листы одинаковые, а падают поразному? Какой вывод можно сделать? (ответы детей). Правильно, не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит. Почему же птицы летают? (Дети высказывают свои предположения). Птицы самые крупные, быстрые и выносливые из ныне живущих летающих животных. Их гладкое тело с легкостью преодолевает сопротивление воздуха, а сильные крылья поднимают ввысь и несут вперед. Крылья у птиц легкие, сильные и гибкие. Птицы – единственные животные на Земле, имеющие перья. Сегодня мы с вами совершили путешествие в удивительный мир природы и узнали много нового о птицах. Что вам больше всего понравилось? Какое задание было самым интересным? (ответы детей) Трудовая деятельность: Положить корм (хлебные крошки, пшено, семена подсолнуха) в кормушку. Цель: воспитывать желание заботиться о птицах и оберегать их; воспитывать трудолюбие, умение работать дружно. Подвижные игры: "Мы веселые ребята", "Кто лучше прыгнет?" Цель: учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры; закреплять умение прыгать. Индивидуальная работа: "Не задень" Цель: упражнять в ходьбе змейкой между предметами, совершенствовать равновесие Аннотация. Данная прогулка является частью мини- проекта «Зимующие птицы». На прогулке дети наблюдали за зимующими птицами. Во время наблюдения дети смогли очень хорошо рассмотреть внешний вид прилетевших на площадку птиц. Смогли понаблюдать за их поведением и покормить. В ходе прогулки дети познакомились с новым словом – «орнитолог». Сведения об авторе: Константинова Ирэна Анатольевна, воспитатель МБДОУдетский сад присмотра и оздоровления № 143, 1 квалификационная категория, тел. 242-07-83 Список литературы. 1. С.Н. Николаева Методика экологического воспитания детей в детском саду. М: Просвещение, 1999г. 2. И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова Прогулки в детском саду старшая и подготовительная к школе группы. М: Т.Ц. Сфера, 2009г. 3. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» М: Издательство «ГНОМ»,2011г. 4. Журнал «Воспитатель ДОУ». ТЦ Сфера, 2011г. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)