Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад присмотра и оздоровления № 143 ИНН 6658077719 КПП 665801001 620109, г. Екатеринбург, ул. Красноуральская, 25б тел.: +7/343/ 242-07-83, e-mail: detsadik143@mail.ru Методическая разработка центра познавательного развития в старшей группе «Лэпбук как современное средство обучения и воспитания детей» воспитатель Толстоухова Наталья Валерьевна г. Екатеринбург Пояснительная записка Методическая разработка центра познавательного развития для детей старшей группы. Перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. Воспитатель должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в образовательный процесс его родителей. Мы уверены, что следует не заменять традиционные образовательные технологии новыми, а расширять их возможности, поэтому решили использовать в своей работе совершенно новое, интересное, незаменимое (на наш взгляд) методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Центр познавательного развития решает следующие задачи: 1. Подбора оптимальных методов педагогического воздействия на познавательное развитие дошкольников. 2. Развития познавательной активности, самостоятельности, инициативности. 3. Содействия лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях. 4. Воспитания умения активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности. Планируемые результаты: повышение познавательной активности детей; формирование устойчивого интереса к «исследованию» материала; повышение уровня развития словаря, грамматически правильной речи; повышение творческой инициативности, нравственно-эстетического восприятия, пространственного мышления; повышение творческой активности педагогов, родителей; пополнение предметно-пространственной развивающей среды в группе. Содержание центра познавательного развития Центр оснащен серией лэпбуков на разные темы: «Зима» «Весна», «Осень», «Дикие животные», «Домашние животные». Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга». Она представляет собой книжку-раскладушку с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Содержание может включать в себя: стихи, загадки, дидактические игры, скороговорки, раскраски и многое другое. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. При создании лэпбука ребенок учится самостоятельно собирать и систематизировать познавательную информацию. Интерес детей к папке объясняется не только красочностью и необычностью, но и знакомым содержанием. Лэпбук: информативен; полифункционален; способствует развитию речи, творчества, воображения, исследовательской деятельности; можно использовать одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части); структура и содержание его доступны детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Описание организации деятельности дошкольников в центре познавательного развития. Используя лэпбук педагог, имеет возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Создает условия, при которых сам воспитанник становится активным в выборе содержания своей деятельности. Самостоятельно В центре познавательного развития дети могут выбрать лэпбук на разные темы по своему желанию, чтобы вспомнить пройденный материал. «Лэпбук» хорошо подходит для занятий в группах или самостоятельно. Задания можно выбрать под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку. Во взаимодействии с родителями. На родительском собрании мы информировали родителей о назначении и воспитательном потенциале лэпбука, провели мастер-класс по его изготовлению. Определились со сроками изготовления лэпбуков. Родители заинтересовались данной формой работы и стали активными участниками. Каждый родитель совместно с ребенком в течение определенного времени изготавливает свой лэпбук, а потом презентует её детям группы. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. В результате внедрения лэпбука в образовательную деятельность у детей повысился интерес активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявление интереса к участию в совместной деятельности. Увеличение познавательного интереса, любознательности, самостоятельности и инициативности в решении поставленных задач. Новизна и авторский подход к структуре и содержанию центра познавательного развития Для педагога Лэпбук явился универсальным способом по ознакомлению детей с окружающим миром. Лепбук можно сделать своими руками, привлечь к созданию родителей и детей. В процессе создания Лэпбука продумывается тема, оформление, подбирается содержание каждого кармашка: различные загадки, стихи, картинки, тексты. Наибольший интерес представляют собой раскрывающиеся кармашки, двигающиеся и вращающиеся детали, перелистывающийся страницы. На этапе изготовления Лэпбука не только у ребенка возникает интерес к познанию окружающего мира заданную тему, но и родители становятся активными участниками увлекательного и полезного занятия. Лэпбук очень заинтересовал специалистов детского сада, которые тоже могут использовать его в своей работе по изучению и закреплению пройденного материала. 3. Сведения об авторе: Толстоухова Наталья Валерьевна, воспитатель МБДОУ-детский сад присмотра и оздоровления № 143, первая квалификационная категория, тел. 242-07-83 4. Список литературы О.А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2017. Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. Пироженко Татьяна. Лэпбук «Золотая осень» // Дошкольное образование. 2014. №11; 12 Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. Кашицева О.А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogovchto... Мартынова Н.Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proektlepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyateln... Пестова Э.Г. Лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/06/lepbuk Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)