Методическая разработка центра познавательного развития в старшей группе Лэпбук как современное средство обучения и воспитания детей.pdf

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад присмотра и оздоровления № 143
ИНН 6658077719 КПП 665801001
620109, г. Екатеринбург, ул. Красноуральская, 25б
тел.: +7/343/ 242-07-83, e-mail: detsadik143@mail.ru

Методическая разработка
центра познавательного развития
в старшей группе «Лэпбук как современное средство
обучения и воспитания детей»
воспитатель Толстоухова Наталья Валерьевна

г. Екатеринбург

Пояснительная записка
Методическая разработка центра познавательного развития для детей
старшей группы.
Перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм
взаимодействия с воспитанниками. Воспитатель должен проявлять
мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных
технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы,
потребности, а также вовлекут в образовательный процесс его родителей.
Мы уверены, что следует не заменять традиционные образовательные
технологии новыми, а расширять их возможности, поэтому решили
использовать в своей работе совершенно новое, интересное, незаменимое (на
наш взгляд) методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в
детском саду, так и дома.
Центр познавательного развития решает следующие задачи:
1. Подбора оптимальных методов педагогического воздействия на
познавательное развитие дошкольников.
2. Развития
познавательной
активности,
самостоятельности,
инициативности.
3. Содействия лучшему пониманию и запоминанию изучаемого
материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
4. Воспитания умения активно взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
Планируемые результаты:
 повышение познавательной активности детей;
 формирование устойчивого интереса к «исследованию» материала;
 повышение уровня развития словаря, грамматически правильной речи;
 повышение творческой инициативности, нравственно-эстетического
восприятия, пространственного мышления;
 повышение творческой активности педагогов, родителей;
 пополнение предметно-пространственной развивающей среды в группе.
Содержание центра познавательного развития
Центр оснащен серией лэпбуков на разные темы: «Зима» «Весна»,
«Осень», «Дикие животные», «Домашние животные».
Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит
«наколенная книга». Она представляет собой книжку-раскладушку с
кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в

которую помещены материалы на одну тему. Содержание может включать в
себя: стихи, загадки, дидактические игры, скороговорки, раскраски и многое
другое. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать
информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. Это
отличный способ для повторения пройденного. При создании лэпбука
ребенок
учится
самостоятельно
собирать
и
систематизировать
познавательную информацию. Интерес детей к папке объясняется не только
красочностью и необычностью, но и знакомым содержанием.
Лэпбук: информативен; полифункционален; способствует развитию
речи, творчества, воображения, исследовательской деятельности; можно
использовать одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого
как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; вариативен
(есть несколько вариантов использования каждой его части); структура и
содержание его доступны детям дошкольного возраста; обеспечивает
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников.
Описание организации деятельности дошкольников в центре
познавательного развития.
Используя лэпбук педагог, имеет возможность эффективно
организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных
особенностей детей.
Создает условия, при которых сам воспитанник становится активным в
выборе содержания своей деятельности.
Самостоятельно
В центре познавательного развития дети могут выбрать лэпбук на
разные темы по своему желанию, чтобы вспомнить пройденный материал.
«Лэпбук» хорошо подходит для занятий в группах или самостоятельно.
Задания можно выбрать под силу каждому (для малышей – кармашки с
карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания,
подразумевающие умение считать и читать и т.д.) и сделать такую
коллективную книжку.
Во взаимодействии с родителями.
На родительском собрании мы информировали родителей о назначении
и воспитательном потенциале лэпбука, провели мастер-класс по его
изготовлению. Определились со сроками изготовления лэпбуков. Родители
заинтересовались данной формой работы и стали активными участниками.

Каждый родитель совместно с ребенком в течение определенного времени
изготавливает свой лэпбук, а потом презентует её детям группы.
Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей,
полноценное развитие каждого ребенка, в том числе и для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
В результате внедрения лэпбука в образовательную деятельность у детей
повысился интерес активно взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми, проявление интереса к участию в совместной деятельности.
Увеличение
познавательного
интереса,
любознательности,
самостоятельности и инициативности в решении поставленных задач.
Новизна и авторский подход к структуре и содержанию центра
познавательного развития
Для педагога Лэпбук явился универсальным способом по
ознакомлению детей с окружающим миром. Лепбук можно сделать своими
руками, привлечь к созданию родителей и детей. В процессе создания
Лэпбука продумывается тема, оформление, подбирается содержание каждого
кармашка: различные загадки, стихи, картинки, тексты. Наибольший интерес
представляют собой раскрывающиеся кармашки, двигающиеся и
вращающиеся детали, перелистывающийся страницы. На этапе изготовления
Лэпбука не только у ребенка возникает интерес к познанию окружающего
мира заданную тему, но и родители становятся активными участниками
увлекательного и полезного занятия.
Лэпбук очень заинтересовал специалистов детского сада, которые тоже
могут использовать его в своей работе по изучению и закреплению
пройденного материала.
3. Сведения об авторе: Толстоухова Наталья Валерьевна, воспитатель
МБДОУ-детский сад присмотра и оздоровления № 143, первая
квалификационная категория, тел. 242-07-83
4. Список литературы
О.А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду.
Подготовительная к школе группа.- М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2017.
Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук – «наколенная книга» //
Обруч. 2015. №4.
Пироженко Татьяна. Лэпбук «Золотая осень» // Дошкольное
образование. 2014. №11; 12
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез,
2008.

Кашицева О.А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogovchto...
Мартынова Н.Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и
детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proektlepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyateln...
Пестова Э.Г. Лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/06/lepbuk

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».