08.09.2022
В области познавательного развития ребенка основными задачами образовательной деятельности
являются создание условий для:
– развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей
детей;
– развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в том
числе о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета.
В сфере развития любознательности, познавательной
активности, познавательных способностей Взрослые
создают насыщенную предметно-пространственную среду, стимулирующую познавательный интерес детей,
исследовательскую активность, элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами.
Ребенок с самого раннего
возраста проявляет исследовательскую активность и интерес к окружающим предметам и их
свойствам, а в возрасте 3-5 лет уже обладает необходимыми предпосылками для того, чтобы
открывать явления из естественнонаучной области, устанавливая и понимая простые причинные взаимосвязи «если… то…».
Уже в своей повседневной жизни
ребенок приобретает многообразный опыт соприкосновения
с объектами природы – воздухом, водой, огнем, землей (почвой), светом, различными объектами живой и
неживой природы и т. п. Ему нравится наблюдать
природные явления, исследовать их, экспериментировать с ними. Он строит гипотезы и собственные теории,
объясняющие явления, знакомится с первичными закономерностями, делает попытки разбираться во взаимосвязях, присущих этой сфере. Возможность свободных практических
действий с разнообразными материалами, участие
в элементарных опытах и экспериментах имеет большое значение для умственного и эмоционально-волевого
развития ребенка, способствует построению целостной
картины мира, оказывает стойкий долговременный эффект. У ребенка формируется понимание, что окружающий
мир полон загадок, тайн, которые еще предстоит
разгадать. Таким образом, перед ребенком открывается познавательная перспектива дальнейшего изучения
природы, мотивация расширять и углублять свои знания.
Помимо
поддержки исследовательской активности, взрослый организует
познавательные игры, поощряет интерес детей к различным развивающим играм и занятиям, например лото, шашкам, шахматам, конструированию и пр.
В сфере развития представлений
в разных сферах знаний об окружающей действительности
Взрослые создают возможности для развития у детей общих представлений об окружающем мире, о себе, других людях, в том числе общихпредставлений в естественнонаучной области, математике, экологии.
Взрослые читают книги, проводят беседы, экскурсии,
организуют просмотр фильмов, иллюстраций познавательного содержания и предоставляют информацию в других формах.
Побуждают детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий.
Знакомство с социокультурным
окружением предполагает знакомство с названиями улиц, зданий, сооружений, организаций и их назначением, с
транспортом, дорожным движением
и правилами безопасности, с различными профессиями людей. Усвоение детьми ценностей, норм и правил, принятых в обществе, лучше всего происходит при непосредственном
участии детей в его жизни, в практических ситуациях, предоставляющих поводы
и темы для дальнейшего
обсуждения.
Широчайшие возможности для
познавательного развития предоставляет свободная игра. Следуя интересам и игровым потребностям детей,
взрослые создают для нее условия,
поддерживают игровые (ролевые) действия, при необходимости предлагают варианты развертывания сюжетов, в
том числе связанных с историей и культурой, а также с правилами
поведения и ролями людей в
социуме.
Участвуя в повседневной жизни,
наблюдая за взрослыми, ребенок развивает математические способности и получает первоначальные представления о значении для человека
счета, чисел, приобретает знания о формах, размерах, весе окружающих предметов, времени и пространстве,
закономерностях и структурах. Испытывая положительные
эмоции от обращения с формами, количествами, числами, а также с пространством и временем, ребенок
незаметно для себя начинает еще до школы осваивать их математическое содержание.
Благодаря освоению
математического содержания окружающего мира в дошкольном возрасте у большинства детей развиваются предпосылки
успешного учения в школе и дальнейшего изучения математики на протяжении всей жизни. Для этого важно, чтобы освоение
математического содержания на ранних ступенях образования сопровождалось позитивными эмоциями – радостью и удовольствием.
Предлагая детям математическое
содержание, нужно также иметь в виду, что их индивидуальные возможности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми
математического содержания носит сугубо индивидуальный характер. По завершении этапа дошкольного
образования между детьми наблюдается большой разброс в знаниях, умениях и навыках,
касающихся математического содержания.
В соответствии с принципом
интеграции образовательных областей Программа предполагает
взаимосвязь математического содержания с другими разделами Программы. Особенно тесно
математическое развитие в раннем и дошкольном возрасте связано с
социально-коммуникативным и речевым развитием. Развитие математического мышления происходит и
совершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми, включенную в контекст взаимодействия в конкретных ситуациях.
Воспитатели
систематически используют ситуации повседневной жизни для математического развития, например, классифицируют предметы, явления, выявляют последовательности в процессе
действий «сначала это, потом то…» (ход времени, развитие сюжета в сказках и историях, порядок выполнения
деятельности и др.), способствуют
формированию пространственного восприятия (спереди, сзади, рядом, справа, слева и др.) и т. п., осуществляя при этом речевое сопровождение.