Образовательные ориентиры

08.09.2022

Обязательная часть

Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Целевые ориентиры в раннем возрасте (от 2 до 3 лет)

К трем годам ребенок:

-     интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;

-     стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;

- владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;

- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;

-     в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;

- проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;

-    любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);

- с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

 - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

-     открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте;

-  проявляет уважение к жизни различных ее формах) и заботу об окружающей среде;

-    эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.);

-  проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;

- имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу;

- соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших;

-     имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность;

Примерная комплексная программа «От рождения до школы» вносит свои отличительные особенности, целевые ориентиры и приоритеты, которые углубляют и дополняют требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Ожидаемые образовательные результаты (целевые ориентиры) представлены в таблице 3.

Таблица 3

Ожидаемые образовательные результаты (целевые ориентиры) освоения ООП ДО

Мотивационные образовательные результаты

Предметные образовательные результаты

Универсальные образовательные результаты

Ценностные представления и

мотивационные ресурсы

Знания, умения, навыки

Когнитивные способности

Коммуникативные способности

Регуляторные способности

Интенсивность

Позитивное отношение к миру, к другим людям вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

Позитивное отношение к самому себе, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах.

Позитивное отношение к разным видам труда, ответственность за начатое дело.

Сформированность первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремление поступать правильно, «быть хорошим».

Патриотизм, чувство гражданской принадлежности и социальной ответственности.

Уважительное отношение к духовно-нравственным ценностям, историческим и национально-культурным традициям народов нашей страны.

Отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

Стремление к здоровому образу жизни.

Овладение основными культурными способами деятельности, необходимыми для осуществления различных видов деятельности.

Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности-умение работать по правилу по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение начальными знаниями о себе, семье, обществе, государстве, мире.

Овладение элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п., знакомство с произведениями детской литературы.

Овладение основными культурно-гигиеническими навыками, начальными представлениями о принципах

здорового образа жизни.

Хорошее физическое развитие (крупная и мелкая моторика, выносливость, владение основными движениями).

Хорошее владение устной речью, сформированность.

Любознательность

Развитое воображение.

Умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, находить оптимальные пути решения.

Способность самостоятельно выделять и формулировать цель.

Умение искать и выделять необходимую информацию.

Умение анализировать, выделять главное и второстепенное, составлять целое из частей, классифицировать, моделировать.

Умение устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, экспериментировать, формулировать выводы.

Умение доказывать, аргументированно защищать свои идеи.

Критическое мышление, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения

Умение общаться и взаимодействовать с партнерами по игре, совместной деятельности или обмену информацией.

Способность действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия с остальными участниками процесса.

Умение организовывать и планировать совместные действия со сверстниками и взрослыми.

Умение работать в команде, включая трудовую и проектную деятельность.

Умение подчиняться правилам и социальным нормам.

Целеполагание и планирование (способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели).

Прогнозирование.

Способность адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Самоконтроль и коррекция.

 Хочу такой сайт

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Парциальная образовательная программы для детей дошкольного возраста «Мир без опасности», И.А. Лыкова.

-   В соответствии с целевыми ориентирами после освоения программы ребенок:

-  Имеет представления о разных видах безопасности: витальной (жизни и здоровья человека), социальной, экологической, дорожной, пожарной, информационной; получил начальные представления о безопасности личности, общества и государства; имеет первичные представления об обществе, о государстве и принадлежности к нему.

-     Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

-     Старается вести себя дома, в детском саду, в общественных местах, на улице, в природе, во время прогулок и путешествий в соответствии с элементарными общепринятыми нормами и правилами, а не с сиюминутными желаниями и потребностями.

-     Активно общается со сверстниками и взрослыми; может оценить свои и чужие поступки в соответствии с первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», обращая внимание также на мотивы и намерения, а не только на последствия и результаты действий.

-     Может осуществлять первичную общую самооценку на основе требований (критериев), предъявляемых взрослым к поведению или к результатам деятельности.

-     Может рассуждать о безопасности жизни и здоровья, о здоровом образе жизни некоторых особенностях строения и функционирования организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности, о полезных и вредных привычках и др.); о поведении во время болезни.

-     Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; владеет основными культурно- гигиеническими навыками (быстро и правильно умывается, чистит зубы, поласкает рот после еды, моет уши, причесывается, правильно пользуется носовым платком, следит за своим внешним видом, самостоятельно одевается и раздевается, следит за чистотой одежды и обуви и т.п.); выполняет правила культуры еды.

-     Обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующий возрастно-половым нормативам;

-     Понимает, как нужно вести себя в опасных ситуациях, и при напоминании выполняет эти правила.

-     Знаком со способами обращения за помощью в опасных ситуациях, знает номер телефона вызова экстренной помощи; умеет привлечь внимание взрослого в случае травмы или недомогания; оказывает элементарную помощь себе и другому.

-     Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в природе, мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); активно участвует в «открытии» новых знаний; испытывает положительные эмоции при «открытии» новых знаний; знает различные средства получения информации (в т.ч. Интернет, телевидение и т.п.), пытается их использовать.

-     Способен самостоятельно действовать различных видах детской деятельности, в повседневной жизни); стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения разными способами.

-     Откликается на эмоции близких людей и друзей, понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим; адекватно использует вербальные и невербальные средства общения; способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.

-     Имеет представления о разных объектах неживой и живой природы и их взаимозависимости, может привести отдельные примеры приспособления животных и растений к среде обитания, может объяснить, почему нужно охранять растения и животных, проявляет к ним бережное отношение; понимает и может объяснить зависимость состояния окружающей среды от действий человека и от его личных действий (например, проблема мусора), знает о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.

Парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская.

Целевые ориентиры в раннем возрасте

К трем годам ребенок:

  интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;

   стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;

 владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;

 Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;

  в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;

 проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;

 любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);

 с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

К семи годам:

  ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

   ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

 ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

   ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

 у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

 ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

 ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Программа «Ладушки», И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева

Программа подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой-либо раздел.

- эстетическое- развивается чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, прививается любовь к народному творчеству;

- умственное- развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление;

- нравственное - формируется дружелюбие, активность и самостоятельность.

- ребёнок определяет музыкальный жанр произведения;

- ребёнок различает части произведения; - ребёнок определяет настроение, характер музыкального произведения; слышит в музыке изобразительные моменты;

- ребёнок воспроизводит и чисто поет несложные песни в удобном диапазоне;

 - ребёнок сохраняет правильное положение корпуса при пении (певческая посадка);

- у ребёнка формируется умение брать дыхание;

- ребёнок выразительно двигается в соответствии с характером музыки, образа;

- ребёнок передаёт несложный ритмический рисунок;

- ребёнок выполняет танцевальные движения качественно;

- ребёнок инсценирует игровые песни;

- ребёнок исполняет сольно и в оркестре простые песни и мелодии;

- ребёнок исполняет сольно и в ансамбле на музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о здоровье и правильном питании

Использование комплекта «Разговор о правильном питании» направлено на достижение следующих результатов:

- полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

-   дети смогут оценивать себя (рацион, режим питания, режим дня) с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

-  дети смогут планировать свой режим, учитывая важность физической активности, соблюдения гигиенических правил и норм.

Парциальной оздоровительно-развивающей программы под редакцией Зимониной В.Н «Воспитание ребенка дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, не болеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым «РОСИНКА»

Показатели успешной реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:

·      создание личностно-ориентированной системы смыслов воспитанников, отношение к здоровью, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

· стабильно высокие результаты выполнения детьми образовательной Программы (целевые ориентиры), наличие положительной динамики мониторинга здоровья;

·    посещение спортивных секций не менее 80% дошкольников;

·  уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья;

· степень удовлетворенности всех участников образовательного процесса комплексностью и системностью работы коллектива Учреждения по сохранению и укреплению здоровья;

·      наличие положительных результатов созданной системы по формированию ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию у всех участников образовательного процесса;

·    наличие здоровьесберегающей предметно-пространственной среды;

·  отсутствие перегрузок, расписание учебных занятий в соответствии с требованиями СанПиН (выполнение санитарно-гигиенических нормативов, использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе, отсутствие воздействий неблагоприятных для здоровья детей факторов (экологически чистая вода, воздушно – тепловой режим и т.д.);

· повышение уровня компетентности педагогического коллектива по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

·  высокий уровень мотивации воспитанников к занятиям физической культурой и участию в спортивных мероприятиях;

· положительная динамика участия в массовых спортивных акциях и соревнованиях;

·  активное взаимодействие Учреждения с родителями и социальными партнерами по вопросам укрепления и сохранения здоровья.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».